Словарь по христианству Г ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 10

ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 10

Период Освящения (или Обновления) церкви (также называется периодом Входа) занимает четыре недели между периодом Моисея и периодом Благовещения. В течение года помимо продолжительных постов полагаются краткие посты, от одного до трёх дней (пост Мар Зайи после второго воскресенья после Рождества Христова, пост дев после первого воскресенья после Богоявления), однако на практике они давно не соблюдаются. Памятей святых значительно меньше, чем в древних христианских традициях. Часть их имеет фиксированную дату, часть связана с подвижным циклом праздников и обычно совершается по пятницам. Деве Марии посвящена пятница второй недели перед Рождеством Христовым и 26 декабря (так называемая Похвала Деве). Иоанн Креститель вспоминается в пятницу первой седмицы после Богоявления и 7 января, апостолы Пётр и Павел – в пятницу второй седмицы после Богоявления и 29 июня. Остальные пятницы до начала Великого поста также посвящены святым. Даже недели в этот период отсчитываются от пятниц, а не от воскресений. В седьмую пятницу Великого поста совершается память Лазаря, в пятницу Светлой седмицы – память персидских исповедников, пострадавших в период гонений при царе Шапуре II (339/340 – 379 гг.), в седьмую пятницу после Пасхи – память 72 учеников. Пятница после Пятидесятницы, называемая Пятницей золота, посвящена воспоминанию первого чуда апостолов Петра и Иоанна – исцелению хромого (Деян. 3:1–10). Исключениями являются только память апостола Аддая в пятое воскресенье после Пасхи и память 12 апостолов и отцов первого Вселенского собора, которая совершается в первое воскресенье Лета. Церкви западно-сирийской традиции (прежде всего, униаты) следуют новоюлианскому или григорианскому стилю (за исключением приходов в Святой земле, которые сохраняют юлианский стиль). Рукописи Лекционариев до X–XI вв. свидетельствуют о существовании системы 50-дневных периодов, аналогичных восточно-сирийской традиции. Церковный год начинается 1 октября с празднования Освящения собора в Эдессе (313 г.). Набор Господских и Богородичных праздников совпадает частично с византийской традицией, частично с восточно-сирийской. Церковный год начинается с периода Освящения Церкви (последнее воскресенье октября или первое воскресенье ноября). Следующее воскресенье называется «Посвящение Церкви». Недели, предшествующие празднику Рождества Христова (25 декабря), посвящены воспоминаниям о благовестии Захарии о Благовещении Пресвятой Деве, о посещении Девой Марией праведной Елисаветы, о рождении Иоанна Предтечи, об откровении Иосифу. Рождественский пост начинается 1 декабря (обязателен для всех верных только с 15 декабря). На следующий день после Рождества Христова совершается Похвала Богородице (26 декабря), затем, после Богоявления, празднуется память Иоанна Предтечи (7 января). 2 февраля отмечается Сретение. За три недели до начала Великого поста совершается пост ниневитян. Недели Великого поста посвящены воспоминанию чудес, совершённых Христом (первое воскресенье – Чудо в Кане Галилейской). В среду пятой седмицы отмечается Воздвижение Креста и принятие христианства Авгарем, царём Эдесским. 25 марта отмечается Благовещение.

 



 
PR-CY.ru