Словарь по христианству Г ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 18

ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 18

В амвросианском обряде структура церковного года в целом похожа на римский (максимальное сближение произошло после второго Ватиканского собора), однако сохраняются некоторые отличия. Первое воскресенье Адвента, с которого начинается литургический год, приходится на праздник св. Мартина (11 ноября), поэтому Адвент продолжается шесть недель. В шестое воскресенье отмечается Благовещение. Богоявление совершается в воскресенье между 2 и 8 января. С 1625 г. на следующий день после Богоявления праздновалось возвращение Святого Семейства из Египта. Сейчас праздник заменён празднованием в честь Святого Семейства в четвёртое воскресенье после Богоявления. Великий пост начинается в воскресенье (Dominica in capite Quadragesimae). До отмены периодов после Богоявления и после Пятидесятницы было 15 воскресений, после Усекновения главы Иоанна Предтечи – четыре или пять. Особо отмечалось первое воскресенье октября, одно воскресенье перед Освящением соборной церкви и три воскресенья после. Сейчас сохранилось празднование Освящения в третье воскресенье октября. В галликанском обряде наиболее важным отличием от римского также был период Адвента, который в Галлии начинался с памяти св. Мартина (11 ноября) и был привязан к Богоявлению (6 января). Поскольку на период Адвента приходилось сорок постных дней, он считался зеркальным отражением Великого поста. Рождество Христово 25 декабря стало отмечаться в Галлии только с конца V в. Праздник в честь Пресвятой Богородицы 18 января известен с VI в., с VII в. он стал праздноваться как Успение Пресвятой Богородицы. Великий пост начинался в воскресенье и продолжался пять недель. Особенностью пасхального периода были трёхдневные покаянные службы (Rogationes) перед праздником Вознесения Господня, учреждённые Мамертом, епископом Вьеннским, во второй половине V в. В испано-мосарабском обряде церковный год в настоящее время реформирован по римскому образцу. В древности его началом считалось 1 января; в литургических книгах служба этого дня называется In caput anni (На начало года), теперь – первое воскресенье Адвента. Период Адвента совпадает с амвросианским и галликанским (в древности продолжался пять или шесть недель, сейчас – шесть). Благовещение празднуется 18 декабря, поскольку десятый Толедский собор (656 г.) запретил любые праздники в период Великого поста. Великий пост начинается в воскресенье, которое называется Мясопустным (De carnes tollendas). Празднование Входа Господня в Иерусалим известно с VII в. В Средние века несколько раз в течение года совершались особые трёхдневные покаянные службы – между Вознесением и Пятидесятницей, после Обрезания, перед памятями сщмч. Киприана (16 сентября) и св. Мартина (11 ноября). Протестантские деноминации унаследовали строй церковного года от католической церкви. Церкви лютеранской традиции сохранили большую часть Господских праздников, Сретение, Благовещение, памяти Иоанна Крестителя, архангела Михаила, апостолов, Марии Магдалины. Многие протестанты отмечают также памяти Вифлеемских младенцев и Всех святых, хотя в целом Санкторал потерял своё литургическое значение. Введено несколько новых праздников учительного характера (например, праздник Реформации – 31 октября).



 
PR-CY.ru