ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 5

В IV в. и на Востоке (за некоторыми исключениями), и на Западе было принято празднование обоих праздников. Со временем вокруг них сложились свои системы постов, предпразднственных и попразднственных дней и связанных с ними празднований (например, праздник Сретения Господня). Другим важным элементом церковного года в доникейский период стало празднование памяти мучеников и епископов. Заповедь о совершении таких памятей содержится и в Новом Завете (Евр. 13:7). Самый ранний пример – почитание священномученика Поликарпа, епископа Смирнского. Памяти большого числа мучеников регулярно отмечались после гонений Деция (249–251 гг.), Валериана (257–260 гг.) и Диоклетиана (303–304 гг.). Однако до IV в. эти празднования не были общецерковными и носили местный характер, поскольку были связаны с почитанием св. мощей, места захоронения или мученичества того или иного святого. Заложенные в раннехристианскую эпоху принципы устройства церковного года развивались в различных литургических традициях христианского мира, что скоро привело к созданию сложных циклов праздников, календарных и лекционарных систем и на Востоке, и на Западе. И если в доиконоборческую эпоху эти системы сосуществовали внутри одной Вселенской церкви, то в послеиконоборческую в православном мире был принят константинопольский церковный год, описанный в Типиконе Великой церкви и византийских послеиконоборческих монастырских Типиконах, тогда как другие восточные системы церковного года сохранились в употреблении только в национальных монофизитских и несторианской церквах. После 1054 г. следование западным системам церковного года стало одной из особенностей католического богослужения (на этих же системах основывается и церковный год у протестантов). В 1582 г. в католической церкви была проведена григорианская реформа календаря (переход на новый стиль), которая скорректировала юлианский год по отношению к астрономическому году. Это привело к расхождению с Восточными церквами в датах как неподвижного. Даты праздников по юлианскому календарю отстают от тех же дат по григорианскому, причём это отставание накапливается: если в XVII в. оно составляло 10 дней, то в XX–XXI вв. оно составляет 13 дней, в XXII в. будет 14 дней, так и подвижного круга. В XX в. ряд поместных православных церквей перешёл на так называемый новоюлианский год, являющийся попыткой компромисса между юлианским (старый стиль) и григорианским календарями. В новоюлианском году даты праздников неподвижного круга соответствуют григорианскому, однако даты подвижного круга исчисляются на основе юлианского. В настоящее время из поместных православных церквей юлианскому календарю следуют Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская церкви, а также монастыри Св. Горы Афон (под предлогом невозможности «празднования с инославными» на канонических территориях перешедших на новоюлианский стиль церквей образовалось несколько раскольнических групп «старостильников»); Финская автономная православная церковь следует григорианскому календарю; остальные поместные православные церкви – новоюлианскому. Византийская послеиконоборческая традиция, которая определяет богослужение всей православной церкви, сформировалась около VIII в. на основе древних литургических традиций Иерусалима и Константинополя.

 



 
PR-CY.ru