ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 2

Существуют сложные правила их соединения при совпадении праздников двух кругов. С церковным годом тесно связаны лекционарная система, устанавливающая порядок чтения Священного Писания (а также учительных книг) в течение года в рядовые, воскресные, праздничные дни, и календарь, указывающий на каждый день года не только основное празднуемое событие или память святого, но и памятные даты, не имеющие литургического выражения. Поскольку христианство явилось продолжением и исполнением ветхозаветной религии, церковный год возник как продолжение иудейского богослужебного года. Сам Иисус Христос, исполняя ветхозаветный закон (Мф. 5:17–18), принимал участие в основных ежегодных еврейских праздниках (ср.: Лк. 2:41–42), самыми важными из которых в ту эпоху были Пасха (с 7-дневным праздником опресноков), Пятидесятница (иначе праздник Седмин) и Кущи (Исх. 23:14–17; Втор. 16:1–17; Лев. 23; Числ. 28–29; Иез. 45:18–25). Значимость этих праздников, которые были воспоминанием исторических событий из жизни израильского народа (исхода из Египта, пребывания в пустыне, Синайского законодательства, вхождения в землю обетованную), подчёркивалась обязательным паломничеством в Иерусалим. Определение дат иудейских праздников в межзаветный период вызывало сложность, поскольку разные религиозные течения в иудаизме делали это по-своему. В иудейских источниках межзаветного времени засвидетельствовано употребление, по крайней мере, двух различных систем исчисления праздников: помимо лунно-солнечного 354-дневного календаря, который был заимствован из Вавилонии и которым пользовались первосвященники иерусалимского храма до его разрушения в 70 г. (этот календарь сохранила раввинистическая традиция), из первой книги Еноха, книги Юбилеев и свитков Мёртвого моря известен 364-дневный календарь, построенный на умозрительных вычислениях, основанных на Священном Писании, где даты всех праздников всегда приходятся на один и тот же день недели, и где год в целом организован как последовательность периодов, по семь недель каждый. Основные принципы церковного года начали складываться уже в первые три столетия н.э., когда в разных регионах распространения христианства происходила адаптация ветхозаветного наследия к местным условиям церковной жизни. Отказ от участия в иудейских праздниках начался в среде христиан из язычников, что было санкционировано апостольским Иерусалимским собором (Деян. 15:6–29). Апостол Павел, обращаясь к галатийским христианам, подвергает критике соблюдение иудейских праздников (Гал. 4:10), хотя в главных из них он сам участвовал (Деян. 20:6, 16; 1 Кор. 16:8). Празднование важнейших из иудейских праздников получило продолжение в церкви потому, что с ними были связаны основные события христианской Священной истории – Крестная смерть и Воскресение Спасителя и Сошествие Святого Духа. Точные даты этих исторических событий по юлианскому календарю (который христиане не могли игнорировать, поскольку по нему жила Римская империя) неизвестны, и с проблемой их вычисления церковь столкнулась на раннем этапе существования. Формирование церковного года началось со смещения главного праздничного дня в 7-дневном цикле, которым в Ветхом Завете была суббота (вопрос об отношении в ранней церкви к субботе остаётся дискуссионным), на следующий за ней день (в новозаветную эпоху он получил имя дня Господня или «восьмого дня», а впоследствии стал чаще всего называться воскресеньем).

 



 
PR-CY.ru