ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 9

В течение года особо выделились однодневные посты в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа), Воздвижения Креста и в Крещенский сочельник (5 января). Ряд церквей восточно-сирийского обряда следуют юлианскому календарю, другие (прежде всего, униаты) – григорианскому, сохраняя в некоторой степени деление церковного года на 50-дневные периоды (седмины), которых насчитывается девять. Каждый из них охватывает семь воскресных дней, за исключением первого и последнего периодов, которые продолжаются четыре воскресенья (в средневековых толкованиях это объясняется тем, что они посвящены Кресту). Эта стройная схема на практике нарушается, и продолжительность некоторых периодов может изменяться. Период Благовещения наступает за четыре недели до Рождества Христова (25 декабря) и охватывает ещё две недели после него. C 1 декабря начинается Рождественский пост, который продолжается до самого дня праздника (иногда он называется пост Моисея). В первое воскресенье после Рождества вспоминается поклонение волхвов, бегство в Египет и избиение Вифлеемских младенцев, а во второе – Обрезание Господне, Сретение и пребывание Отрока Иисуса в храме среди учителей. Период Богоявления составляет семь–восемь недель в зависимости от даты Пасхи. Периоду Великого поста предшествует пост ниневитян, установление которого, по легенде, связано с эпидемией чумы при католикосе Иезекииле (566–581 гг.). По положению в церковном годе пост ниневитян напоминает византийскую седмицу после Недели о мытаре и фарисее. Великий пост продолжается семь недель. Первая и четвёртая седмицы Великого поста носят название «недели тайн», потому что в это время (как и в первые три дня Страстной седмицы) в древности ежедневно совершалось Причащение Преждеосвящёнными Дарами. Окончанием Великого поста считается либо пятница перед Входом Господним в Иерусалим, либо Великая среда. Пасхальный период продолжается семь недель, до праздника Вознесения. Отсчёт недель начинается с воскресенья после Пасхи, которое называется Новым. Период апостолов начинается с воскресенья Пятидесятницы и продолжается семь недель, период Лета начинается с воскресенья Нусардель (от персид. – Новый год) и также продолжается семь недель. Период Илии является подготовительным к празднику Креста (14 сентября) и продолжается семь недель; в четвёртое воскресенье вспоминается Обретение Креста. Неподвижный праздник Креста в любом случае должен отмечаться раньше этого воскресенья. В последнюю пятницу периода Илии празднуется память этого пророка, который считается провозвестником Второго пришествия Христова. Праздник Креста соединяет воспоминание обретения Креста императрицей Еленой и явление небесного знамения императору Константину, а также напоминает о том, что знамением Второго пришествия и начала Суда будет явление Креста на небе. Период Моисея после праздника Креста является временем покаяния, в течение которого в богослужении главенствует тема Креста. Хотя тексты служб рассчитаны на семь недель, на практике этот период никогда не превышает четырёх недель, что свидетельствует об ином делении года в древности. В IX в. (а возможно, и раньше) период Моисея считался началом литургического года.

 



 
PR-CY.ru