ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 6

Источники, подробно описывающие структуру константинопольского церковного года в доиконоборческую эпоху, не сохранились, однако анализ порядка следования кондаков в византийских Кондакарях и некоторые другие косвенные источники позволяют исследователям предположить, что богослужение было близко к древнему иерусалимскому (до VII в., но отражённому в источниках до X в. включительно), где в отличие от послеиконоборческого церковный год начинался с Рождества Христова. Описания подвижных и неподвижных праздников не образовывали два разных разделов богослужебных книг, а выписывались вперемешку. Но, как и в послеиконоборческом церковном годе, подвижный годовой цикл помимо Великого поста и Пятидесятницы уже включал подготовительный предпостовой период и неделю после Пятидесятницы. Великий пост и Пятидесятница имели сложную внутреннюю структуру (хотя сама система памятей этих периодов в древних иерусалимских памятниках устроена иначе, чем в византийских послеиконоборческих). Набор важнейших неподвижных праздников был близок к послеиконоборческому. В послеиконоборческую эпоху определяющими в православном мире становятся константинопольские синаксарь (система праздников и памятей церковного года) и лекционарная система, впервые описанные в Типиконе Великой церкви и легшие в основу византийских монастырских Типиконов. Важнейшей особенностью церковного года в византийской послеиконоборческой традиции является строгое разграничение подвижного и неподвижного компонентов. Богослужение этих периодов описывается в разных разделах Типиконов и Лекционариев; гимнографический материал также разделён по разным книгам: в Триоди – песнопения годового подвижного круга, в Минее – песнопения годового неподвижного круга. Песнопения недельного цикла (седмичного круга) помещены в Октоихе. При этом известны памятники, в которых подвижный и неподвижный круги смешиваются, например, в западнорусской «Златой Матице» первой половины XVI в. минейные тексты последовательно приурочены к триодному циклу (неделям по Пятидесятнице). Началом литургического года считается 1 сентября (в древних иерусалимских памятниках для начала церковного года выбирался праздник Рождества Христова или Богоявления, в некоторых константинопольских памятниках его началом выступает 23 сентября). Значимой вершиной является праздник Пасхи, организующий весь подвижный круг, а также праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста (14 сентября) и Рождества Христова и Богоявления. Этим праздникам часто предшествует предпразднство и последует попразднство и отдание. Кроме постов среды и пятницы (которые отменяются в так называемые сплошные седмицы) церковный год содержит несколько однодневных постов, а кроме Великого поста – ещё три (до XII в. – два) многодневных. Центром подвижного богослужебного круга (как и в других традициях) является праздник Пасхи (Светлого Христова Воскресения). Период Великого поста продолжается шесть недель и завершается в пятницу перед Лазаревой субботой (некоторые источники называют последним днём Великого поста Великую среду). Далее следует пост Страстной (или Великой) седмицы, непосредственно предшествующей празднику Пасхи. Пасхальная седмица носит название Светлой (или Новой; от греч. букв. – «обновления») и завершается праздником Антипасхи (Неделей апостола Фомы). Празднование Пасхи продолжается до среды перед праздником Вознесения Господня (на сороковой день после Пасхи), который всегда приходится на четверг и празднуется до пятницы следующей недели.

 



 
PR-CY.ru