ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 7

Период Пятидесятницы замыкают Троицкая родительская суббота, Пятидесятница (или Троица), её попразднство и отдание и праздник Всех святых в воскресенье после Пятидесятницы, вслед за которым сразу начинается Апостольский (или Петров) пост. Великому посту предшествует ряд подготовительных недель. К VII в. уже существовали Мясопустная и Сыропустная недели (воскресенья). Промежуток между ними уже является приготовлением к посту, когда прекращается вкушение мяса. В IX–X вв. подготовительный период открывался Неделей блудного сына, а не позднее XI в. перед ней было прибавлено ещё одно воскресенье – Неделя о мытаре и фарисее, с которой в настоящее время начинается пение Триоди Постной (в древнем иерусалимском богослужении притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее служили чтениями самого Великого поста). Как период Великого поста, так и период Пятидесятницы имеют сложную внутреннюю структуру, особыми посвящениями отмечены все воскресенья этих периодов и большинство суббот, а также ряд седмичных дней (например, в среду четвёртой седмицы по Пасхе совершается праздник Преполовения Пятидесятницы). Период года вне Великого поста и подготовительных к нему недель, Пятидесятницы и Недели всех святых формально считается временем, когда памятей подвижного круга нет (его принято называть временем пения Октоиха), хотя подвижный круг определяет на весь год порядок следования гласов Октоиха и утренних воскресных евангельских чтений, а в значительной степени и порядок чтения Апостола и Евангелия. В доиконоборческую эпоху в византийской традиции сложился круг важнейших неподвижных Господских праздников. К концу IV в. в Иерусалиме таковыми были праздники Рождества Христова и Крещения Господня, а также Обновления (т.е. освящения) главных иерусалимских храмов. К IV–V вв. восходит традиция соблюдать посты предрождественский и в кануны Рождества Христова, Крещения Господня (навечерия или сочельники) и Обновления. Вне Иерусалима в V–VI вв. день после Обновления, получивший имя праздника Воздвижения Креста Господня, стал более важным праздником, чем само Обновление. Значительными эти три неподвижных праздника остались и в послеиконоборческую эпоху, причём перед Рождеством Христовым (в рамках сорокадневного Рождественского поста) были установлены воскресенья святых отцов (ветхозаветных праведников) и праотцов (букв. – (воскресеньем) отцов) и пятидневное предпразднство, последний день которого является навечерием праздника. После Рождества Христова было установлено воскресенье святых Богоотцов (сродников Христа по плоти) и шестидневное попразднство, а на седьмой день – праздник Обрезания Господня. Период между Рождеством Христовым и Крещением Господним (Богоявлением) получил наименование святых дней (святок), когда отменяется всякий пост (кроме последнего дня святок, являющегося постным днём навечерия Крещения Господня). Особый статус получили недели (воскресенья) и до и после праздников Воздвижения Креста Господня и Богоявления, а также дни до (предпразднства) и после (попразднства) этих праздников. С VI в. на следующий день после Рождества Христова начали совершать Собор Пресвятой Богородицы (раньше праздник в честь Пресвятой Девы в Константинополе отмечался в воскресенье перед Рождеством Христовым), а на следующий день после Богоявления – Собор Иоанна Предтечи.

 



 
PR-CY.ru