ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 8

Дата Рождества Христова определила и даты других праздников, с ним связанных, – Благовещения Пресвятой Богородицы, Обрезания и Сретения Господня (существовал в Иерусалиме в конце IV в.), Рождества Иоанна Предтечи и др. По образцу цикла Господских праздников начал формироваться цикл Богородичных праздников, к древнейшим из них помимо Благовещения относится Успение Пресвятой Богородицы (15 августа). Огромное значение в древности имели памяти святых, многие из которых после IV в. в отличие от раннехристианской эпохи стали общецерковными. Послеиконоборческий Типикон Великой церкви указывает на каждый день года несколько памятей, хотя гимнографические тексты выписаны далеко не для каждой из них. В различных редакциях Студийского устава также встречаются дни без всякого последования воспоминаемому святому. Но уже в Минеях студийской эпохи одно или даже несколько гимнографических последований выписаны на каждый день. Со временем число празднуемых святых, имеющих богослужебные последования, возросло. Так, в Иерусалимском уставе нет ни одного дня, не являющегося праздником или же памятью святого, имеющего собственное последование. В современных изданиях Минеи на каждый день года дано одно–два гимнографических последования (в современных русских изданиях Минеи встречаются и дни с четырьмя–пятью последованиями). В доиконоборческих и ранних послеиконоборческих памятниках значительное место занимают памяти освящений храмов, по количеству сравнимые с памятями святых. В позднейшую эпоху (особенно в связи с распространением Иерусалимского устава) празднование обновлений храмов перестаёт быть общепринятой практикой. В календаре сохраняется лишь несколько таких памятей (например, Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, храма великомученика Георгия в Лидде, храма великомученика Георгия в Киеве), а место этих памятей в приходской и монастырской практике занимают престольные праздники, т.е. празднование дат посвящений, а не дней, когда храмы освящали. Большое значение в позднейшую эпоху получают и многочисленные праздники в честь чтимых икон Божьей Матери. В иконоборческую эпоху появляются перечни наиболее значимых праздников в церковном годе, например, у Иоанна Эвбейского (ум. около 744 г.). В XI в. Никон Черногорец пишет о делении праздников на великие, средние и малые; в позднейших памятниках это деление ещё больше уточняется. Из числа великих в XII–XIV вв. выделяются 12 наиболее значимых, которые получают название двунадесятых праздников: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Успение Пресвятой Богородицы. Помимо Великого поста в византийской традиции установились ещё три продолжительных периода поста: к IX–X вв. 40-дневный Рождественский (или Филиппов) пост (15 ноября – 24 декабря) и подвижный (от одной до шести недель) Апостольский (Петров) пост (с понедельника после воскресенья после Пятидесятницы до 28 июня, 29 июня – праздник апостолов Петра и Павла), а к XII–XIII вв. – Успенский (1–14 августа, перед праздником Успения Пресвятой Богородицы).

 



 
PR-CY.ru