ГОД ЦЕРКОВНЫЙ - Страница 4

Выбор даты празднования Пасхи во многом определял и её богословское содержание. Видимо, изначально это было следование примеру Иисуса Христа и апостолов. Очень скоро исполнение ветхозаветной заповеди оказалось соединено с воспоминанием о Страстях Христовых (1 Кор. 5:7), поскольку Распятие Господа и Его Крестная смерть произошли в тот день, когда (по Евангелию от Иоанна) совершалось принесение в жертву пасхального агнца (согласно синоптикам – на следующий день). На Востоке, где следовали практике однодневного торжества по лунному календарю, акцент делался на совершившемся Искуплении. Пасха понималась как новый исход, переход от Смерти к Воскресению. На Западе же, где празднование Пасхи очень скоро было привязано к воскресному дню, её стали понимать как праздник Воскресения. Принятие всей церковью единой пасхалии в ходе пасхальных споров II–III вв. и окончательного разрешения разногласий относительно даты празднования Пасхи на первом Вселенском соборе привело к повсеместному установлению 3-дневного празднования в честь Распятия и Воскресения Господа с воспоминанием Страстей в пятницу и Воскресения в воскресенье. В зависимости от того или иного понимания содержания пасхального торжества во II–III вв. Пасха могла считаться или днём строгого поста, или, наоборот, днём радости, которому мог предшествовать пост. С III в. пост начинает отделяться от праздника Пасхи и превращается в подготовительный предпасхальный период. В первом каноническом послании Александрийского епископа Дионисия Великого (247/248 – 265 гг.) предпасхальный пост составляет шесть дней. В некоторых памятниках III в. упоминается 40-дневный пост, но без привязки к определённому периоду года. В IV в. предпасхальный пост получил наименование Великого поста и был принят во всех церквах, хотя его продолжительность окончательно определилась только к V–VI вв. Важным для становления предпасхального поста и церковного года в целом стал обычай, в III в. известный только по памятникам римской и североафриканской традиций, а в последующее время и в других традициях (например, иерусалимской и константинопольской), совершать на Пасху – в пасхальную ночь (на Западе) или вечером в Великую субботу (на Востоке) – таинство Крещения новообращённых, что впоследствии привело к соединению предкрещальной подготовки с Великим постом. К IV в. в качестве особого праздника утвердилось празднование Пятидесятницы, посвящённой воспоминанию Сошествия Святого Духа и являющейся последним днём периода Пятидесятницы (так же как и Великий пост, привязанного к Пасхе). В III в. в церковном годе наряду с Пасхой появляется ещё одна важнейшая веха – праздник Рождества Христова (на Западе) или Богоявления (на Востоке). Как и в случае Крестной смерти, точные даты Благовещения, Рождества Христова и Крещения Господа неизвестны. Хотя в предании некоторых христианских общин сохранялись конкретные числа Благовещения или Рождества, общепринято связывать Рождество Спасителя с днём зимнего солнцеворота, тем более что в это же время совершались языческие торжества в честь Солнца (в Риме император Аврелиан в 275 г. установил праздник в честь Непобедимого солнца), а Христос в соответствии с пророчеством Мал. 4:2 именовался «Солнцем правды». Конкретные числа зимнего солнцеворота различались: на Востоке было принято 6 января, в Риме – 25 декабря (в настоящее время – 21 декабря). Именно эти даты были встроены в структуру церковного года как праздники Богоявления и Рождества Христова.

 



 
PR-CY.ru