ГОД ЦЕРКОВНЫЙ

ГОД ЦЕРКОВНЫЙ – система праздников, постов и рядовых дней, составляющая основу литургической жизни церкви. Посвящён воспоминанию событий Священной истории, почитанию памятей святых, что служит назиданию верных через ознакомление их с истинами веры. Несмотря на некоторое внешнее сходство с праздничными календарными циклами, существующими в других религиях, церковный год тесно связан с христианским пониманием времени. Термин «церковный год» (или «христианский год») появился в XVI в. в связи с возросшей секуляризацией жизни и разделением церковного и «светского» времени. С XIX в. в научной литературе начинает использоваться термин «литургический год». При этом до второй половины XX в. изучение церковного года чаще всего ограничивалось фактографическими описаниями его отдельных составляющих (праздников, постов, памятей святых), тогда как внутренние связи и происхождение периодов церковного года стали предметом исследования только благодаря росту научного знания в области древних календарных систем. Формирование структуры христианского года заняло несколько столетий. Хотя в разных литургических традициях сложились свои наборы праздников и постов, в основе церковного года и на Востоке, и на Западе лежат: солнечный юлианский год (3651/4 дня), лунно-солнечный пасхальный цикл (который с VI в. почти повсеместно был привязан к 19- летнему периоду) и 7-дневный недельный цикл. На них построены годовой неподвижный богослужебный круг, который составляют праздники, имеющие фиксированную дату по солнечному календарю, и годовой подвижный богослужебный круг с элементами, зависящими от даты празднования Пасхи, привязанной к лунно-солнечному пасхальному циклу и от года к году меняющей положение в солнечном календаре. В каждой литургической традиции принято деление церковного года на несколько периодов, разных по продолжительности (например, 40-дневный период Великого поста), обычно зависящих от великих праздников (Рождества Христова, Богоявления, Пасхи, Пятидесятницы и др.). Вокруг господских и Богородичных праздников и некоторых памятей святых образуются особые группы дней, предваряющие (так называемые предпразднства, навечерия, вигилии и т.п.) и завершающие (попразднства, отдания праздников, октавы) основной день праздника. В Средние века во многих традициях установились различные варианты классификации праздников по степени значимости. Баланс между подвижным и неподвижным компонентами церковного года в каждой литургической традиции достигается по-разному, что проявляется в особенностях распределения гимнографического, евхологического и лекционарного материала на весь год по литургическим книгам. Если западной традиции свойственно включение подвижного круга в структуру неподвижного в качестве его особого периода, то для восточных христиан-нехалкидонитов, напротив, характерно господство подвижного круга, что выражается в изменении дат начала и окончания отдельных периодов церковного года, основных праздников и памятей святых. В православной церкви, следующей послеиконоборческой византийской традиции, подвижный и неподвижный круги строго разграничены; гимнографические тексты обоих кругов помещены в разные книги (Триодь и Минею соответственно); уставы праздников подвижного и неподвижного кругов описываются в различных частях Типикона.

 



 
PR-CY.ru