ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - Страница 11

Но из-за «нерадения» и «небрежения» этих умов, которые по своей воле ослабили познание Бога и стремление к Нему, произошло распадение первичной «генады» разумных существ. Это было их «первым движением», в результате которого они не только отпали от Божественного Единства, утратив истинное знание Бога и оказавшись во тьме неведения, но и потеряли единство и равенство между собой, что привело к возникновению различий между ними. В зависимости от степени их падения, т.е. от большей или меньшей степени небрежения и ослабления познания Бога, они образовали иерархию существ, состоящую из трёх основных «чинов» (или порядков): ангелов, людей и демонов. Но в своём падении разумные существа не были оставлены Богом. За первым творением последовало второе – творение тел (или «вторичных творений»), в результате которого Бог по Своему справедливому «первому суду» наделил каждый из падших умов подобающим ему телом и средой обитания (или миром), чтобы постепенно благодетельным Промыслом привести всех к истинному богопознанию и возвращению в первоначальное состояние единства. В связи с этим Евагрий Понтийский утверждал, что если «прежде движения (умов) Бог был благой, сильный, всемогущий Творец бестелесных творений, Отец разумных существ, то после этого движения Он стал Творцом тел, милостивым и долготерпеливым Судией, Промыслителем, Врачом, Пастырем, Учителем, а также Дверью, Путём, Агнцем, Первосвященником, (принимая) и другие имена, нарекаемые соответствующим образом». Промысел Божий двойственен: с одной стороны, забота о сохранении в бытии тел и бестелесных существ; с другой – побуждение разумных существ перейти от порока к добродетели и от неведения к духовному ведению. Божественный суд есть «творение мира, соразмерное наделение каждого из разумных существ телами». А «мир» есть «естественная система, содержащая разнообразные и различные тела разумных существ, (предназначенных к) познанию Бога». Одни существа были сотворены прежде первого суда, а другие – после, и это тела ангелов, людей и демонов. Различия, возникшие между разумными существами после падения, определяются, таким образом, не только их различными названиями, но и различными телами и соответствующими местами их обитания, которые Евагрий Понтийский также называет мирами; есть мир ангелов, мир людей и мир демонов. Тела ангелов, людей и демонов, созданные из одних и тех же материальных элементов, различаются между собой лишь их разным соотношением, а также разной степенью их разряженности-плотности, лёгкости-тяжести или теплоты-холодности. Вместе с соответствующими телами падшие умы были наделены «двумя помощниками» – яростной и вожделеющей способностями. В ангелах преобладает ум и огонь, они самые простые и лёгкие и находятся выше всех. В людях преобладает вожделение и земля, они находятся ниже. В демонах преобладает гнев и воздух; их тела самые холодные, как лёд, самые мрачные и зловонные; они находятся ниже всех. Хотя тела и низшие душевные способности были созданы Богом после падения, но они сами по себе не суть зло, поскольку «ничто из сотворённого Богом не есть зло». Кроме того, тела и миры суть средство, с помощью которого падшие умы могут достичь познания Бога и спасения. Согласно Евагрию Понтийскому, возникновение первого порядка разумных существ – ангелов также было обусловлено падением бестелесных умов, часть которых стала ангелами, получив от Бога особое служение другим падшим умам: «Ангел есть разумная природа, которой поручены логосы промысла и суда и миры людей». Служение ангелов состоит в наставлении, просвещении, руководстве, помощи и заботе о спасении порученных им людей. Они были избраны среди разумных творений для этого служения или потому, что, будучи падшими в наименьшей степени, остались в горнем мире, или потому, что вновь взошли туда благодаря добродетели. Та же задача поручена звёздам, которые также суть одушевленные существа: «Не только святые ангелы содействуют нашему спасению, но и сами звезды». Как и ангелам, Бог наделил звёзды особыми функциями управления и просвещения, причём разные звезды – разными, что создало среди них определённую иерархию. Противоположный ангелам порядок разумных существ – демоны, которые суть «разумная природа, из-за преизбытка гнева отпавшая от служения Богу». Начальник демонов (дьявол) был «инициатором (первого) движения и в самом начале преступил границы зла, а потому был назван началом (второго) творения Господа».

 



 
PR-CY.ru