ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - Страница 10

Хотя для установления точной хронологии написания многих его сочинений в распоряжении учёных нет достаточных сведений, она восстановлена приблизительно. Константинополь (379–380 гг.) – «Послание о вере». Египет (383–393 гг.) – «Основы жизни монашеской», «Слово к Евлогию монаху», «К монахам, проживающим в киновиях и общинах», «Увещание к девственнице», «О восьми духах лукавства», а также трилогия: «Слово об (аскетическом) делании» (первая редакция), «Умозритель» и «Умозрительные главы», Схолии на Псалмы, Притчи и Екклесиаста. Египет (394–399 гг.) – вторая редакция «Слова об (аскетическом) делании», трактат «О помыслах» (первая редакция), «О молитве», вторая редакция трактата «О помыслах», «Мысли», «Опровергатель», «Послание к Мелании». Евагрий Понтийский вошёл в историю христианского богословия, прежде всего, как теоретик аскетизма и мистицизма. Вместе с тем в многочисленных сочинениях он затронул такие стороны христианского вероучения, как триадология, космология, антропология, эсхатология, экзегетика. Его догматические воззрения (особенно космологические и антропологические) в значительной степени являются основанием его мистико-аскетического учения. При этом если в мистическом и аскетическом богословии он остаётся в границах церковного Предания, то в космологических, христологических и эсхатологических взглядах, сложившихся под влиянием Оригена и его последователей, Евагрий Понтийский нередко переходит эти границы, чем обусловлено неоднозначное отношение позднейших богословов и церковных деятелей к его личности и учению. Его учение о Святой Троице, сложившееся, главным образом, под влиянием тринитарного богословия каппадокийцев, в целом укладывается в рамки никейского учения о единосущии и имеет полемическую антиарианскую направленность. Согласно Евагрию Понтийскому, Бог называется Богом потому, что «положил основание всему», или потому, что «видит всё». Он есть Первое Благо по сущности, Которому ничто не противоположно. Бог прост и несложен, ибо Он – первичная «Единица и Генада», что означает Его бестелесную, простую и необъятную сущность. Вслед за каппадокийцами Евагрий Понтийский учит об абсолютной непознаваемости Божественной сущности; возможно лишь познание Божественной премудрости, явленной в творениях. Вместе с тем он отмечает, что Бог един не по числу, а по природе, поскольку Он троичен по Ипостасям. Число означает количество, а количество сопряжено с ограниченной и сложной телесной природой, Бог же совершенно прост, бестелесен и безграничен и потому вообще не подпадает под категорию числа. Так что Святая Троица не состоит из трёх чисел; Ей не предшествует двоица и не последствует четверица. Все Ипостаси Святой Троицы обладают единой Божественной сущностью (или природой) и объединяются «тождеством природы и единосущием». Поэтому и Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог, и все вместе – по сущности единый Бог. От Григория Богослова Евагрий Понтийский воспринял представление о различии между богословием и домостроительством как учением о Святой Троице, и Её откровении в воплощении Сына-Логоса. Именно познание Бога как Единицы и Троицы для него составляет высшую ступень лестницы духовного совершенства. Бог Троица есть Творец всего сущего – телесного и бестелесного и как таковой превосходит всё тварное. В творении мира Бог проявил Свою благость, силу и премудрость. Будучи «ипостасным Ведением», «сущностным Знанием», «сущностной Премудростью» и «сущностным Светом», Бог является источником истинного познания и Его главной целью, ради которой было создано всё сущее. Бог «присутствует везде и нигде: везде – потому что Он внутренне присущ всем тварным существам, а нигде – потому что Он иной, нежели они». Гораздо менее традиционны его космологические взгляды, сформировавшиеся, главным образом, под влиянием учения Оригена и его последователей (Мелании Старшей, Руфина, Дидима Слепца, Альбина, «Длинных братьев»). В основе космологии Евагрия Понтийского лежит представление о так называемом двойном творении. Вначале вне времени Бог сотворил из не сущего «первоначальные творения» – «монаду» или «генаду» (единство) разумных существ, или «чистых умов», созданных для познания Бога и единства с Ним. Все разумные существа были сотворены равными между собой, безгрешными и благими, наслаждались совершенным познанием («существенным ведением») Бога в райском блаженстве, добре, единстве, согласии, мире.

 



 
PR-CY.ru