ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - Страница 12

Демоны стали злыми по своей свободной воле, а не по сотворению; они отличаются друг от друга степенью злобы и ожесточения против Бога. Демоны ведут непрестанную борьбу с людьми, всяческими способами стараясь увлечь их ко злу и отвлечь от познания Бога: «Демоны, ведущие брань с (нашим) умом, называются (в Писании) птицами; приводящие в смятение яростное начало называются зверями; а возбуждающие вожделеющее начало называются скотами». Хотя демоны и обладают телами, по своему составу их тела не доступны чувственному восприятию. Но когда они хотят нам явиться, то преображаются и принимают вид нашего тела, не показывая своих собственных тел. Люди занимают срединное положение между ангелами и демонами. Они суть «души», т.е. «умы, которые по небрежению отпали от (Божественного) Единства и по нерадению низошли до уровня деятельной жизни» – получили тела, дающие возможность аскетической деятельности. Это «умы, стяжавшие последнюю одежду, которым доступно только созерцание вторичных творений». Согласно Евагрию Понтийскому, ум – это образ Божий, высшая часть души и её глава. Он составляет истинную сущность разумного существа и обитает в сердце или в голове. Евагрий Понтийский часто противопоставляет ум душе как началу неразумному и страстному. Страстное начало состоит из двух частей – яростной и вожделеющей. Поэтому, ссылаясь на авторитет Григория Богослова, он различает в человеческой душе части (или силы): разумную и вожделеющую. Всякое разумное творение наделено свободой воли, может действовать само от себя и склоняться к лучшему или худшему. Отпав от Божественного Единства, все разумные существа лишились истинного, «существенного познания» Бога, но получили способность к другому познанию, соответствующему их различным состояниям и степеням падения. Это – чувственное познание (или «естественное созерцание»), для него необходимо наличие тела. Возникли различные виды созерцания, соответствующие различным порядкам существ и различным качествам их тел, – своего рода лестница восхождения к познанию Бога. Во-первых, «грубое созерцание», свойственное демонам и нечестивым людям. Во-вторых, «второе естественное созерцание», его объектом являются логосы чувственных предметов, оно свойственно людям, идущим по пути добродетельной жизни и очищения от страстей. В-третьих, «первое естественное созерцание», его объектом являются невидимые и бестелесные сущности, оно свойственно ангелам и людям, достигшим бесстрастия. Наконец, в-четвёртых, познание Святой Троицы, или «существенное познание», свойственное умам, достигшим совершенной чистоты. Падшие умы могут постепенно восходить от низших видов познания к высшим и достигать спасения. Поскольку существует тесная связь между различными видами созерцания, телами различного качества и соответствующими мирами, переход от одного созерцания к другому соответствует переходу разумного существа из одного тела в другое и из одного мира в другой. Такое последовательное изменение тел и миров обусловлено, с одной стороны, степенью преуспеяния или нерадения разумных существ в добродетели и богопознании, с другой – серией «судов» Бога в отношении разумных существ, а также Его промышлением об их спасении. Таким образом, Божий суд занимает среднее положение между свободным движением разумных существ и Божьим промышлением о них: «Сколь много Судия судил тех, кто должны быть судимы, столь много миров Он сотворил; и тот, кто знает число судов (Божьих), знает также и число миров». Поскольку же различие между разумными существами не относится к их природе (ибо по природе все они – умы), но лишь к степени их духовного совершенства и познания Бога, от Которого зависит качество их тел, природа миров, где они обитают, и особенность их названия, то они могут свободно переходить из одного разряда в другой, и наоборот: «Из ангельского и архангельского разряда возникает разряд душ, из душевного – демонический и человеческий, а из человеческого вновь возникают ангелы и демоны». Тем самым спасение разумных существ достигается посредством их многократных преобразований и перевоплощений. Причём не обязательно в лучшую сторону, – т.е. переходов из одного тела в другое, из одного мира и разряда в другой, пока тварные умы, постепенно освобождаясь от материи и места, не обретут вновь истинного познания Бога и единства с Ним: «Первичное познание разумных существ – это познание Блаженной Троицы. Затем имело место (их) свободное движение, благодетельное промышление (Божье о них) и неоставление. Затем вновь суд и вновь свободное движение, промышление, суд и так вплоть до (познания) Святой Троицы».

 



 
PR-CY.ru