ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ - Страница 13

Согласно Евагрию Понтийскому, который в христологии следует за Оригеном, Христос не Бог Слово или Сын Божий: «Христос не есть Слово в начале; и тот, кто был помазан, не есть Бог в начале». Христос – это один из тварных умов, по природе равный всем остальным, составлявшим первичную «генаду» разумных существ. Только Он один не участвовал в «первом движении» умов и сохранил единство с Богом и Его «существенное познание»: «Христос не соприроден Троице, поскольку Он не есть сущностное Ведение, но Он один всегда нераздельно имел в себе сущностное Ведение». По определению Евагрия Понтийского, «Христос есть ум, соединённый с познанием (Божественного) Единства». Он есть «разумная природа, имеющая в себе то, что обозначал голубь, спустившийся на Него». Христос есть тот «чистый ум», о котором говорится, что «он посредством созерцания, которое к нему относится, соединён с ведением Святой Троицы». Среди всех умов только Христос всегда имел в Себе пребывающим Слово Божье и был соединён с Ним нераздельно. По мысли Евагрия Понтийского, особое положение Христа и Его единство с Богом Словом обусловило Его особую роль в спасении падших умов. Именно с помощью Христа Бог совершил «второе творение», т.е. творение тел и миров. Поэтому правильнее сказать, что Христос был в собственном смысле Творцом «вторичных творений», в то время как Бог был Творцом только «первичных творений», т.е. бестелесных умов. В этом «втором творении» Христос проявил «многообразную премудрость», являющуюся объектом «второго естественного созерцания». Он возглавлял «первый суд» над разумными существами и производит все последующие суды над ними, при каждом новом преобразовании наделяя каждого из них подходящим ему телом и миром и так совершая о них спасительный Божий Промысел. Для спасения падших умов Христос добровольно воспринял тело, подобное их телам, чтобы помочь им в спасении и указать путь возвращения к «существенному познанию» Бога. Подобно Адаму, Христос покинул Свой «рай», т.е. Божественное Единство, чтобы явиться падшей разумной природе и показать ей путь спасения: «Адам есть образ Христа, а Ева – образ разумной природы, ради которой Христос покинул свой рай». Христос стал «разумной душой, вместе с Богом Словом вошедшей в жизнь людей». Следуя за Оригеном и Григорием Богословом Евагрий Понтийский полагает, что поскольку непосредственное соединение божества Слова с грубой плотью было невозможно, то в качестве посредника между божеством и плотью стала разумная душа Христа: «Плоть достойна поклонения по причине Христа, а Христос – по причине Бога Слова, Который пребывал в Нём. Говоря здесь «Христос», я имею в виду разумную и святую душу, вместе с Богом Словом вошедшую в жизнь людей. Действительно, плоть по своей природе не может воспринять Бога, поскольку Бог наш есть Премудрость, которая, по словам Соломона, пребывает в сердце благом» (Прем. 14:33). Таким образом, выводы А. Гийомона и следующих за ним Ф. Рефуле и А. Грилльмайера, что Евагрий Понтийский придерживался оригенистской христологии, в которой субъектом воплощения в собственном смысле является не Бог Слово, Второе Лицо Святой Троицы, а предсуществовавший тварный ум Христа, вполне обоснованы. Подобные христологические воззрения были осуждены Пятым Вселенским Собором 553 г. Несмотря на то, что в деле спасения участвуют и другие разумные существа, а менее падшие умы (архангелы, ангелы) помогают достичь спасения более падшим, только Христос есть «Царь разумной природы». Хотя Евагрий Понтийский, подобно Оригену, видит цель воплощения Христа, прежде всего, в научении людей тройственному пути спасения, состоящему из делания, созерцания и богословия, он не оставляет без внимания и такие цели, как искупление от греха и победа над смертью и тлением. Так, он говорит, что «мы были проданы грехам, от которых нас искупил Христос»; что «терниями и волчцами называются грехи, из которых был сплетён венец Христа, ибо Он взял на Себя грех мира». Евагрий Понтийский полагает, что возвращение умов из падшего в первоначальное состояние невозможно без помощи Христа, Его «нисхождения» и «восхождения», т.е. воплощения, смерти, воскресения и вознесения. Рождение Христа сделало возможным наше возрождение, Его распятие умертвило нашего ветхого человека, а Его смерть и воскресение возвратили нам вечную жизнь. Христос стал «перворождённым из мёртвых», поскольку Он воскрес из мёртвых и первый получил духовное тело. В будущих веках Бог соделает тела смирения всех разумных существ сообразными телу славы Господа.

 



 
PR-CY.ru