ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 30

В подробном анализе доказательств и возражений против них (по преимуществу принадлежащих И. Канту) В.Д. Кудрявцев-Платонов приходит к следующим выводам: космологическое доказательство приводит к признанию первой причины сущего, но она может толковаться и в пантеистическом смысле, поэтому это доказательство нуждается в дополнениях; телеологическое доказательство ведёт к признанию «Премудрого Виновника мира», хотя в силу своих особых задач и ограниченных возможностей это доказательство не отвечает на вопрос о причине в мире зла и страданий человека; онтологическое доказательство, непосредственно связанное с доказательством гносеологическим, с необходимостью приводит к признанию бытия Божия; психологическое доказательство (в основании которого лежит учение Р. Декарта) является «логически безукоризненным»; историческое доказывает, что «вера в Бога есть достояние человечества», хотя бесспорным его недостатком остаётся то, что оно имеет эмпирический характер; нравственное доказательство, которому уделено больше всего страниц, ведёт к признанию Бога в качестве «единственно мыслимой причины происхождения в нас нравственного закона» и позволяет «приписать» Богу Его свойства: святость, правосудие, абсолютное совершенство. В заключении автор писал, что «если к доказательствам бытия Божия прилагать строго логическую мерку априорно-рационального доказательства, то они не выдерживают критики, так как в них, с одной стороны, истина, выводимая в заключении, предполагается в посылках, с другой – сами посылки не имеют той аксиоматической неоспоримости, какая требуется для полной состоятельности выводимого из них заключения». Из этого автор делал вывод, что «первоначальным и коренным» доказательством для христиан остаётся эмпирическое доказательство, т.е. уверенность в истине бытия Божия на основе ощущаемого нами «божественного воздействия на нас»; именно это эмпирическое свидетельство, «усиливающееся (в верующем) по мере развития в нём богосознания» и не требующее никаких доказательств, в области естественного богопознания (философского знания) должно быть положено в качестве основания всех других доказательств бытия Божия, значение которых обнаруживается только в том случае, если они понимаются в своей совокупности и необходимом дополнении со стороны сверхъестественного богопознания. Профессор Московской духовной академии Александр Дмитриевич Беляев в книге «О безбожии и антихристе» обсуждал вопрос, как совместимо историческое доказательство бытия Божия (согласно которому вера в Бога присуща всем народам) со словами апостола Павла из Послания к Ефесянам, в котором все язычники названы «безбожниками» (Еф. 2:12), и делал вывод, что в данном случае под безбожием имеется в виду богооставленность и «удаление человека от Бога».

 



 
PR-CY.ru