ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 31

Профессор Московской духовной академии Павел Васильевич Тихомиров в исследовании «Имманентная критика рационального богословия: Гносеологические и метафизические предпосылки истины бытия Божия» предлагал классификацию доказательства бытия Божия на основе: 1) «объективной действительности» (космологическое и телеологическое доказательства); 2) «субъективной действительности»: а) «из теоретического духа или онтологические» (онтологическое, гносеологическое, психологическое, историческое), б) «из практического духа или нравственные» (три доказательства, построенные на происхождении сознания, его существовании и гарантии его истинности). Автор использовал новейшую немецкую литературу, включал в рассмотрение доказательства Эдуарда фон Гартмана и других современных авторов, в том числе русских (В.Д. Кудрявцева-Платонова), пытался всем доказательствам придать строго логическую форму, однако общий вывод был неутешительным: по его мнению, все доказательства требуют специальных предположений, «без которых оказываются совершенно несостоятельными». Профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Евгений Петрович Аквилонов в докторской диссертации «О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия», имевшей апологетический характер, выступал против современного ему механистического монизма, близкого к материализму, полагал, что физико-телеологическое доказательство не опирается только на принцип аналогии, как это утверждал И. Кант, и потому должно быть реабилитировано. По мнению протоиерея Е.П. Аквилонова, в физико-телеологическом доказательстве заключение совершается на основании закона причинности и наблюдаемой в мире целесообразности. Протоиерей Николай Малиновский в «Очерке православного догматического богословия», следуя традиционному разделению богопознания на естественное и сверхъестественное, выделял в естественном богопознании ряд доказательных путей познания Бога из природы: 1) путь отрицания (via negationis), исключающий приписывание бытию Бога конечных характеристик, присущих сотворённому миру; 2) путь причинности (via causalitatis), включающий разновидности космологического и физико-телеологического доказательств; 3) путь аналогии (via analogiae), в основе которого познание «Бога чрез познание человека, сотворённого по Его образу и подобию, или через самосознание»; этот путь, по мнению автора, включает три доказательства: онтологическое (или психологическое), нравственное и этико-теологическое; 4) путь превосходства (via emientiae), «когда совершенства, приписываемые Богу, возвышаются в бесконечную степень». Профессор Московской духовной академии Сергей Сергеевич Глаголев в статье «Бог» для православной богословской энциклопедии приводил краткую историю и общую характеристику доказательства бытия Божия. Профессор богословия протоиерей Павел Светлов в книге «Христианское вероучение в апологетическом изложении» считал, что критика И. Кантом традиционного доказательства бытия Божия была связана не с его неверием, а с желанием опровергнуть распространённые в европейской философии мнения о возможности обоснования «веры с помощью одного рассудка»; лучшим и наиболее убедительным доказательством бытия Божия, по мнению протоиерея Павла Светлова, является эмпирическое доказательство, которое основывается на личном духовном опыте веры в Бога.

 



 
PR-CY.ru