Словарь по христианству Д ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ – разработанные в философии и богословии теоретические аргументы, обосновывающие средствами человеческого разума необходимость признания существования Бога. В Священном Писании Ветхого Завета и Нового Завета, которое свидетельствует о Боге и является основанием христианской веры в Бога «живого и истинного» (1 Фес. 1:9), «Творца всего» (Иер. 10:16) и «Спасителя всех человеков» (1 Тим. 4:10), нет никаких специальных доказательств бытия Божия. Очевидно, что сверхъестественное божественное откровение само по себе не требует доказательств бытия Божия, построенных по законам человеческого разума. Не нуждались в таких доказательствах ангелы и те люди (Авраам, Иаков, Исаак и другие праведники), которые удостоились великой милости слышать Слово Божье. Для христиан жизнь в церкви, таинство евхаристии и есть живое и непрерывное свидетельство вечного бытия Бога-Троицы. В Священном Писании о бытии Бога свидетельствует само имя Бога. В книге Исход Бог открывает Моисею Своё сокровенное и всесильное имя, говоря ему: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14); в Книге пророка Исаии сказано: «Я Господь, это – Моё имя» (Ис. 42:8) и также приводится имя Яхве (в синодальном переводе – Господь). По мнению большинства древних и многих современных толкователей, в имени Яхве, связанном с еврейским «быть», заключается указание на вечное и непостижимое по своей сущности бытие Бога, которое близко по своему содержанию к тому, что утверждается о Боге в Откровении Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель» (Откр. 1:8). В собственном смысле слово «доказательство» в канонических книгах Ветхого Завета не встречается, в Новом Завете оно употребляется несколько раз: по отношению к Иисусу Христу, Который «явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им (апостолам) и говоря о Царствии Божьем» (Деян. 1:3); в другом случае речь идёт о некоем Аполлосе, который «опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян. 18:28). Хотя превышающие меру человеческого понимания свойства Бога-Троицы, свидетельствующие о вечном бытии Творца всего сущего, не могут быть отнесены к естественному богопознанию и рассматриваться в качестве доказательств существования Бога, Священное Писание содержит тексты, которые по смыслу предвосхищают космологические и телеологические аргументы, разработанные много позднее в философии и христианском богословии: в книге Псалтирь – «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2); в (неканонической) Книге премудрости Соломона – «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем. 13:1); «ибо от величия красоты созданий сравнительно познаётся Виновник бытия их» (Прем. 13:5); «если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследовать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его?» (Прем. 13:9); в Послании апостола Павла к Римлянам – «Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:19–20).

 



 
PR-CY.ru