ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 21

Николя Мальбранш, католический священник, автор ряда религиозных сочинений, в которых он соединял картезианство с идеями Августина Блаженного и учил о мистическом («созерцательном») видении всех вещей в Боге, в книге «Разыскания истины», несмотря на своё негативное отношение к рационалистическим доказательствам, приводил аргументы, близкие по смыслу к онтологическому доказательству. Считая сущность Бога непостижимой, Н. Мальбранш считал доказательство существования Бога, которое будет опираться на имеющуюся в человеческой душе идею бесконечного, самым «основательным» и требующим «наименее предположений». Метафизической предпосылкой этих «предположений» выступали его учение о существовании всех вещей в Боге и особое учение об идеях как изначально причастных Богу. С этой точки зрения, по мнению Н. Мальбранша, «нельзя допустить, чтобы идея бесконечно совершенного Существа, которая и есть наша идея о Боге, была чем-то сотворённым»; в другой редакции этот аргумент выглядел так: «Невозможно созерцать не-сущее». Блез Паскаль в книге «Мысли» утверждал, что с помощью доказательств существования Бога невозможно уверовать в Бога; метафизические доказательства не только сложны по своим построениям, но и малоубедительны. Подчёркивая приоритет веры над разумом, он писал: «Вера всем отлична от доказательства: доказывает человек, веру даёт Бог». Продолжая картезианскую традицию, Франсуа Фенелон в сочинении «Demonstration de l'existence de Dieu» («Доказательства бытия Бога») полагал в основание доказательства учение об истинности и неизменности идеи Бога. Джон Локк в «Опыте о человеческом разумении», рассматривая вопрос об идее высшего существа, отмечал, что она не имеет врождённого характера, как считал Р. Декарт, и возникает на основе опыта из ряда идей, которые формируются у человека относительно собственного существования, знаний, счастья и др. и расширяются «посредством идеи бесконечности» в случае, когда необходимо «образовать идею, возможно более подходящую высшему существу». Подробно это доказательство с некоторыми существенными дополнениями и уточнениями приводится Дж. Локком в четвёртой книге (глава 10, «О познании Бога»). Обсуждая проблему существования в качестве важнейшей, он высказывал убеждение, что «познание собственного существования мы получаем через свою интуицию, познание бытия Божия путём доказательства, а познание других вещей через ощущения». Доказательство существования Бога Дж. Локк строил на принципе безусловной достоверности человеческого бытия, для обоснования которого он привлекал разнообразные доводы, в том числе аргументы Р. Декарта, касающиеся учения о сомнении; на положении разума, «что ничто не может произвести нечто сущее; следовательно, существует нечто вечное»; на понимании и толковании этого «вечного» как всемогущего и всеведущего существа. Дж. Локк полагал, что его доказательство существования Бога, опирающееся на размышление и присущую человеку способность интуитивного познания, равнозначно по своей истинности математической достоверности. Джордж Беркли тему доказательства бытия Божия рассматривал в четвёртом диалоге сочинения «Алкифрон».

 



 
PR-CY.ru