ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 27

В XVIII в. обсуждение темы доказательства бытия Божия с использованием элементов онтологического и космологического аргументов можно найти в сочинении Владимира Трофимовича Золотницкого «Рассуждение о бессмертии человеческой души, которое утверждается чрез доказательство Божиего бытия, открывающегося из многочисленных созданий», который усматривал в самом человеческом бытии, а именно в душе, доказательство бытия Божия («…надобно быть некоторым разумным тварям, которым бы сие Божие бытие открывалось и которые были бы доказательством и знаками оного»); в сочинении А. Лёвшина «Письмо, содержащее некоторые рассуждения о поэме г-на Волтера», где автор в сотворённом мире усматривал «явственное понятие о Творце света, о Его единстве, о всех Его совершенствах, силе, премудрости, воле и благости». В замечательном по своей глубине и художественным достоинствам стихотворении Гавриила Романовича Державина «Бог» (1784 г.) присутствуют аргументы из космологического, телеологического, нравственного и антропологического доказательств. В XIX в. Александр Иванович Галич в «Лексиконе философских предметов» в статье «Бог» последовательно рассматривал доказательства существования Бога из онтологии, космологии, физико-теологии и морали. Черниговский архиепископ Филарет (Гумилёвский), обсуждая в «Православном догматическом богословии» вопрос о естественных путях боговедения, отмечал, что «Откровение нигде намеренно не доказывает бытия Божия». Митрополит Макарий (Булгаков) в «Православно-догматическом богословии» рассматривал доказательства единства Божия в Священном Писании и доказательства «из разума» («какие употребляли св. отцы и учителя Церкви»): в первом случае он приводил многочисленные свидетельства из Ветхого и Нового Завета, во втором – ссылался на сохраняющееся даже в древних политеистических религиях «предание о единстве Божием», а также на мнения и учения Орфея, Гесиода, Софокла, Платона, Ксенофана и других языческих писателей и врождённую человеку идею единого Бога. Митрополит Макарий приводил космологические и телеологические доказательства бытия единого Бога «древних пастырей Церкви» и считал главными доказательствами (из «самого понятия Бога») разделяемый всеми людьми вывод, что «Бог есть такое существо, выше и совершеннее Которого нет и быть не может», а также положение, следующее из предшествующего доказательства, что Бог «есть вместе существо беспредельное и всё Собою наполняющее». Весьма подробно для своего времени доказательства бытия Божия обсуждались в «Лекциях по умозрительному богословию» профессора Московской духовной академии протоиерея Феодора Голубинского, который вслед за Р. Декартом усматривал основание доказательств в идее Бога. Полагая, что без этой идеи в душе человека невозможно ни естественное, ни «вышеестественное» богопознание, протоиерей Феодор Голубинский считал, что «уверенность в бытии Бога, заключающаяся в идее о Бесконечном, есть principium indemonstrabile (начало, которое нельзя доказать), axioma conscientiae (аксиома сознания)». Аксиоматический характер идеи Бога в нашей душе означает, по Ф. Голубинскому, что вера предшествует доказательствам; соответственно, доказательства существования Бога опираются на веру в Бога, а не наоборот.

 



 
PR-CY.ru