ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 26

И. Кант писал: «…Вера не предписывается, она возникла из самого морального убеждения… признавать существование мудрого Творца мира…» Г.В.Ф. Гегель, руководствовавшийся при построении собственной философии принципом тождества бытия и мышления, восстанавливает в новой редакции традиционное онтологическое, космологическое и телеологическое доказательство бытия Божия и считает ошибочной точку зрения И. Канта, что бытие не является предикатом. В «Лекциях о доказательстве бытия Бога», прочитанных в летнем семестре 1829 г. в Берлинском университете, Г.В.Ф. Гегель отмечал, что доказательства по своему характеру относятся к двум философским областям (логике и философии религии) и связаны со сложнейшим вопросом об отношении веры и разума. Усматривая в кантовском субъективизме опасность, в качестве исходного пункта доказательств бытия Божия он полагает необходимость ясного разделения вопроса о Боге в Себе (и для Себя) и Боге в отношении к миру (Боге-Творце). Хотя он писал: «Религия должна чувствоваться, должна быть в чувстве, иначе это не религия; вера не может быть без чувств, иначе это не религия»; тем не менее, важнейшей предпосылкой его учения о доказательствах становится логико-рационалистический подход, согласно которому вера «опосредуется» сознанием, что и делает возможным вывод, что природа Бога постижима. Это допущение, в свою очередь, определяет возможность онтологического доказательства. Рассуждая о логической структуре и характере доказательств, Г.В.Ф. Гегель считает необходимым не следовать сложившимся формам доказательства бытия Божия, известным из истории философии, а разрабатывать их в качестве последовательного развертывания понятия о Боге через ряд логических определений; это придаёт его доказательствам, даже в сравнении с его философией религии, отвлечённо-философский характер учения о Боге вообще и превращает доказательство в схематичное изложение его собственной философии абсолютного духа. Он видел смысл доказательств в «возвышении человеческого духа к Богу» и считал, что оно «коренится в природе нашего духа». Понимая возвышение как всеобщую основу религии и отождествляя его с сознанием и знанием, Г.В.Ф. Гегель разрабатывал свои доказательства как процесс раскрытия понятия бытия Бога, независимо от того, идёт ли речь о космологическом, телеологическом или онтологическом доказательстве; поэтому в основание космологического доказательства полагается учение о соотношении конечного и случайного бытия с бытием абсолютным, в основание телеологического – учение о соотношении целесообразно устроенного конечного мира с бесконечным и необходимым существом, в основание онтологического – полнота божественного сознания, Абсолюта, охватывающего собой бесконечное и конечное бытие. Одно из наиболее ранних доказательств бытия Божия в русской религиозной и философской литературе принадлежит Зиновию Отенскому, который в первой книге «Истины показание» приводил три доказательства – космологическое, физико-теологическое и историческое.

 



 
PR-CY.ru