ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОЖИЯ - Страница 20

Прежде чем издать «Размышления о первой философии» (или в другом переводе – «Метафизические размышления»), Р. Декарт сам и через М. Мерсенна обратился к ряду философов и теологов с просьбой ознакомиться с содержанием сочинения. Написанные Томасом Гоббсом, Антуаном Арно, Пьером Гассенди и др. возражения, в которых значительное место уделялось проблематике доказательств существования Бога, были опубликованы в первом издании «Размышлений о первой философии» вместе с ответами на них Р. Декарта. Обширные возражения принадлежат католическому священнику и философу П. Гассенди, который негативно относился к рационализму Р. Декарта, а также к его учению о врождённых идеях и методологическом сомнении. П. Гассенди писал, «что первоначальное понятие о Боге было получено благодаря божественному откровению, когда Бог показал Себя первым людям, Им созданным, а отсюда это знание уже распространилось…» Среди возражений Т. Гоббса основное связано с сенсуалистической трактовкой идеи и касается неприятия картезианского понимания идеи и соответственно идеи Бога. В толковании на Никейский Символ веры Т. Гоббс также обращался к онтологическому аргументу и отмечал, «что Бог обязан своим существованием собственной силе и ничему иному и поэтому существует от века, поскольку не было никого, кто бы дал Богу существование, ничего и не будет, что лишит Его существования». Полагая, что существование Бога может быть постигнуто с помощью естественного разума, Т. Гоббс традиционно связывал доказательства бытия Божия «с исследованием всего последовательного ряда причин», с познанием «первичной и предвечной причины всех вещей», т.е. с «причиной мира», и в духе Аристотеля склонен был объяснять эту первую причину в качестве «всеобщего перводвигателя». В ответах на возражения Р. Декарт обвинял П. Гассенди в непрофессионализме и «применении ораторских приёмов», а относительно замечаний Т. Гоббса писал, что «не обнаружил во всех этих возражениях ни одного верного умозаключения». Бенедикт Спиноза, по религиозным воззрениям занимавший положение между иудаизмом и христианством, отождествлял Бога с субстанцией или с нематериальной природой всех вещей. В сочинении «Этика», построенном на доказательствах, в Теореме 7 он утверждал, что «природе субстанции присуще существование», и доказывал его аргументом, известным со времён Ксенофана: «Субстанция чем-либо иным производиться не может», дополняя онтологическим доказательством: «Значит, она будет причиной сама себя, т.е. её сущность необходимо заключает в себе существование». Доказав существование субстанции, Б. Спиноза в Теореме 11 приводил три доказательства существования Бога: в первом (опирающемся на онтологический аргумент) он исходил из невозможности помыслить несуществование Бога, поскольку это противоречит его сущности; во втором, обсуждая вопрос о необходимости основания для существования или несуществования, делал вывод, что если «не может быть никакого основания или причины, препятствующей существованию Бога или уничтожающей Его существование, то… Он существует»; в третьем, рассматривая существование как способность, а несуществование как неспособность, он заключал на основании существования конечных временных существ, что Бог существует, ибо в противном случае следовало бы утверждать, что ничего не существует.

 



 
PR-CY.ru