ЧУДО - Страница 10

Об этом свидетельствует сходство суммирующих замечаний (Иисус учил, проповедовал и исцелял) в Евангелии от Матфея (4:23–25 и 9:35–38). С другой стороны, Кингсбери (Kingsbury), учитывая упоминание об учении и проповеди Иисуса в Евангелии от Матфея (11:1), рассматривает главы 8–9 как часть раздела (Мф. 4:17–11:1), в котором описывается служение Иисуса в Галилее, включающее в себя учение, проповедь и исцеления. Этот раздел, в свою очередь, оказывается первой частью более крупного раздела, охватывающего Евангелие от Матфея (4:17–16:20), которому Кингсбери даёт подзаголовок «Провозвестие Иисуса Мессии». В главах 8–9 описывается десять чудес, однако наличие перикоп (см. Перикопа), в которых не перечисляются чудеса, и милосердие, проявляющееся в чудесах Иисуса, противоречат как идее, что эти главы изображают Мессию деяний (наряду с Мессией слова), так и гипотезе, будто Иисус представлен здесь в качестве нового Моисея. Несколько раз возникает тема веры и ученичества, однако ни одна перикопа в главах 8–9 не может быть полностью отнесена ни к той, ни к другой рубрике. Как и Матфей, евангелист Лука начинает с рассказа о Рождестве, включающего в себя явление Гавриила и девственное зачатие. Гавриил становится связующим звеном между рождением от Святого Духа и узнаванием Иисуса в качестве «Сына Божьего» (Лк. 1:35). Три сообщения о явлениях ангелов у Луки и пять такого рода сообщений у Матфея не пересекаются. В целом сообщения о чудесах Иисуса у Луки соответствуют повествованиям Марка и Матфея, хотя исследователи отмечают некоторые изменения. Все чудеса в рассказах евангелиста Марка последовательно излагаются в Евангелии от Луки за исключением проклятой смоковницы (Лк. 13:6–9) и пяти чудес, которые попадают в так называемый «большой пропуск» Луки (Мк. 6:45–8:26). Лука упоминает также исцеление (7:1–10) и изгнание бесов (11:14), описывает семь чудес, упоминающихся только в его Евангелии, в том числе изгнание семи бесов из Марии Магдалины (8:2) и исцеление уха слуги первосвященника (22:51; 5:1–11; 7:11–17; 13:10–17; 14:1–6; 17:11–19). Рассказ Луки также завершается Крестом и Воскресением, но в его повествовании женщины получают известие о Воскресении от двух мужей в блистающих одеждах (Лк. 24:4). Затем Лука сообщает о двух явлениях Христа и упоминает третье. Все они происходят в пасхальное воскресенье: явление Христа в Эммаусе ученикам (Лк. 24:13–35), упоминание явления Симону (Лк. 24:34) и явление вечером перед одиннадцатью учениками и другими, бывшими с ними (Лк. 24:36–49). Здесь Лука обнаруживает большую близость к четвёртому Евангелию, чем к синоптикам. У Марка нет сопутствующих Воскресению явлений, у Матфея – лишь одно, имевшее место в Галилее. С другой стороны, Иоанну известно явление Христа ученикам вечером Пасхи (Ин. 20:19–23), и Магдалина встречается с двумя ангелами в белых одеждах (Ин. 20:11–13). Лука завершает своё Евангелие рассказом о Вознесении, которое более подробно описано в «Деяниях апостолов» (1:1–11). Он оставил свой след на всей дошедшей до него традиции. Прежде всего, исследователям бросается в глаза предпочтение, оказываемое определённой терминологии. Они отмечают, что для указания на мгновенность чуда он прибегает обычно к литературному термину «parachrima» (Лк. 4:39; 5:25; 8:44, 47, 55; 13:13; 18:43) вместо «euthus» (как у Марка) или «eutheos» (как у Матфея). Как и Матфей, он превосходит Марка частотой употребления слова «kyrios» (Господь) как в обращении (Лк. 5:12), так и в именовании в третьем лице (Лк. 7:13; 13:15), однако его уникальным свойством остаётся частое использование слова «epistata» («наставник», 5:5; 8:24, 45; 9:33; 17:13). Глагол «iаотаг» («исцелять») также встречается у Луки чаще, чем у других синоптиков (Лк. 5:17; 6:18–19; 7:7; 8:47; 9:2, 11, 42; 14:4; 17:15; 22:51). Сопоставляя с другими авторами синоптических Евангелий, исследователи обнаруживает и другие характерные черты в рассказах Луки о чудесах. У всех синоптиков чудеса Иисуса называются «dynameis» («мощным деянием»), но Лука подчёркивает, что есть также действие «dynamis» («силы»), которой обладает Иисус (Лк. 4:36; 5:17; 6:19; 8:46) и которую Он может разделить со своими учениками (Лк. 9:1), дав им тем самым возможность сокрушить «силу» врага (Лк. 10:19).

 



 
PR-CY.ru