ЧУДО - Страница 9

Матфей опускает три чуда из периода служения Иисуса, описанные Марком (Мк. 1:23–28; 7:31–37; 8:22–26), но дополняет их шестью другими (Мф. 8:5–13; 9:32–33), а 12:22 имеют в нём параллели (Мф. 9:27–31), близко напоминает Марка (Мк. 46–52), но принадлежат исключительно Матфею (Мф. 14:28–33 и 17:24–27). В повествовании о Страстях он добавляет, что в момент смерти Иисуса землетрясение раскололо скалы, и множество святых воскресли (27:51–53). Только Матфей сообщает и о более позднем землетрясении, когда сошедший с неба ангел отодвинул камень от гробницы Иисуса (Мф. 28:2). Евангелист завершает свой рассказ явлением Христа в Галилее (это сообщение также принадлежит исключительно Матфею). Сопоставляя повествование о чудесах у Матфея с рассказами Луки и Марка, исследователи находят несколько характерных черт этого евангелиста. В частности, это выражения «по вере вашей да будет вам» (Мф. 8:13; 9:29; 15:28) и «исцелился в тот час» (Мф. 8:13; 9:22; 15:28; 17:18). Матфей также склонен к повторам (9:32–34/12:22–24; 9:27–31/20:29–34; 12:38–39/16:1–4), быть может, этим обусловлено и удвоение персонажей Марка в Евангелии от Матфея (Мф. 8:28 и 20:30). Три особенности в его повествовании (по сравнению с Марком) служат возвеличиванию Иисуса. Персонажи в рассказах о чудесах у Матфея гораздо больше, чем у Марка, склонны обращаться к Иисусу как к «Господу» (Мф. 8:2, 6, 8, 25; 9:28; 15:22, 25; 17:4; 20:31, 33). Далее, просители или свидетели «поклоняются» Иисусу (Мф. 8:2; 9:18; 14:33; 15:25). Наконец, Матфей утверждает, что Иисус совершал чудеса ради всех, кто в них нуждался, что к Нему доставляли всех больных (Мф. 4:23–24; 8:16; 12:15; 14:35; 15:37). Учёные уже давно определили Евангелие от Матфея как Евангелие исполнившегося Писания; этим определяется и отношение Матфея к чудесам. Девственное зачатие осуществляет пророчество (Мф. 1:22–23); экзорцизм и исцеления (Мф 8:17), и чудеса, описанные в Евангелии от Матфея (11:5), также соответствуют пророчествам Исаии. Более того, Матфей переписывает краткое изложение Марка (Мк. 3:7–12) таким образом, что Иисус уже не запрещает бесам открывать Его имя, но, скорее, запрещает исцелившимся разглашать Его (Мф. 12:15–21), а это, в свою очередь, может быть истолковано как проявление смирения Божьего Служителя (Ис. 42:1–4). Желанием показать, что пророчества осуществились, исследователи объясняют и постоянное выделение чудес исцеления (Мф 4:23; 10:1, 7–8; 12:15–16 и параллели в Мк.; а также Мф. 9:35; 14:14; 15:30; 19:2; 21:14–15). С этой целью Матфей адаптировал ветхозаветные пророчества (Мф. 8:17; 11:5; 12:18–21). Он дважды упоминает обвинение, что Иисус совершает чудеса силой Вельзевула (Мф. 9:34; 12:24; 13:56). Ему известно также, что лжепророки постараются доказать свою силу чудесами (Мф. 7:15–23; 24:24), и потому для этого автора, вероятно, иудео-христианского книжника (Мф. 13:52), чрезвычайно озабоченного исполнением закона и пророчеств (Мф. 5:17–20), очень важно показать, что чудеса Иисуса согласуются с Торой и потому могут притязать на божественное происхождение. Подчинение чудес Торе, основанное на Второзаконии (13:1–5), вероятно, повлияло на решение Марка поместить Нагорную проповедь прежде рассказов об отдельных чудесах (Мф. 5:17–20). Исследуя дополнения и сокращения, произведённые Матфеем в традиции Марка, Хелд (Held) пришёл к выводу, что этот автор, прежде всего, стремился предоставить церкви наставление в христологии, вере и ученичестве. Наставление в вере столь же важно для Матфея, хотя Тейссен отметил, что Матфей в своём пересказе трёх сюжетов Марка (Мф. 9:18–26; 17:14–21 и 20:29–34) выпускает в них слово «pistis», что свидетельствует против «мнения Хелда, будто мотив веры является для Матфея основным критерием при отборе рассказов о чудесах из традиции Марка». С другой стороны, упрёк ученикам за недостаток веры играет у Матфея заметно большую роль, чем у Марка (Мф. 14:31; 17:20). Наконец, Хелд выделяет у Матфея поправки, свидетельствующие о его интересе к природе и обязанностям ученичества (Мф 9:8; 14:28–33). Матфей внёс заметные изменения в распределение историй о чудесах в общем повествовании о служении Иисуса. Кратко сообщив о Благой вести и служении Иисуса (Мф. 4:23–25), он начинает рассказ о деяниях Иисуса с развёрнутого изложения Его учения – Нагорной проповеди (Мф. 5–7). Более того, эта проповедь и эпизод двух последующих глав вместе образуют единый крупный раздел в структуре текста Матфея.

 



 
PR-CY.ru