ЧУДО - Страница 2

В одном случае чудо описывается как «сотворение необычайного», т.е. как «нарушение законов природы» (Исх. 34:10); другие чудеса (например, Числа 11:31–33) явно описываются как «естественные», хотя и неожиданные события, что не уменьшает их чудесного характера. Как правило, библейские рассказы о чуде преследуют определённые цели: человек должен знать, что Бог может сделать всё, что Ему угодно, в любое время и в любом месте; это случалось в истории много раз, и священная история народа Израиля часто определялась прямым и совершенно явным Божественным вмешательством. В талмудической литературе почти универсальным словом для обозначения чуда служит слово «нес», которое употребляется в Библии в значении «знамение». У законоучителей Талмуда подлинность библейских чудес не вызывала сомнений. В теологическом плане они рассматривали чудо в трёх аспектах. Во-первых, как нарушение порядка, установленного при сотворении мира, т.е. недостаточность акта сотворения. Во-вторых, чудо – это свидетельство истинности религии. В-третьих, это – «ежедневные чудеса», не нарушающие порядка мироздания. По мнению законоучителей, чудеса были предопределены в самом акте творения: рабби Иоханан говорил, что Бог (при сотворении моря) поставил ему условие, чтобы оно расступилось перед сынами Израиля; рабби Иоахан бен Элазар добавлял: «Не только морю, но и всему, что Бог сотворил за шесть дней творения...» Бог повелел небу и земле, чтобы они безмолвствовали перед Моисеем, солнцу и луне – чтобы они остановились по велению Иегошуа бин Нуна, львам – чтобы они не нанесли вреда Даниэлю, небесам – чтобы они раскрылись перед Иехезкелем, и рыбе – чтобы она извергла Иону. В другом месте эта идея подчёркнута ещё сильнее. Когда Бог повелел Моисею поднять жезл и разделить Красное море, Моисей возразил Богу, что это означало бы нарушение Божьего акта творения. Бог ответил ему: «Ты не читал начала Торы... Я поставил условие в то время», – и только тогда Моисей исполнил Божье повеление. Законоучители подчёркивают, что чудо – это не свидетельство религиозной истины, и подтверждают эту мысль рассказом, как рабби Элиэзер бен Гиркан попытался доказать рядом чудес (в том числе «гласом Божьим») правильность своего галахического решения, однако рабби Иехошуа Бен Ханания с презрением отверг его доводы: «Тора не на небесах». Рабби Ирмея (Иеремия) сказал: «С тех пор, как была дана Тора с горы Синай, мы не руководствуемся более гласом Божьим, ибо Ты уже написал в Торе на горе Синай: следует принимать решение большинства». Приведённый стих из Библии исследователями часто трактуется иначе, главным образом, в переводах. Однако мнение рабби Иехошуа было принято, и законоучители всячески подчёркивали, что ежедневные чудеса не нарушают законов природы. Эта мысль выражена в формуле благодарственной молитвы (модим), которая составляет часть ежедневной молитвы Амида. Хотя Талмуд изобилует рассказами и легендами о чудесах, сотворённых для тех, кто достоин этого, общепризнанным в этот период было мнение, что время чудес прошло (вероятно, это относилось к чудесам, совершённым для блага всего народа). Причину этого законоучители усматривали в том, что чудеса «совершались ради тех, кто был готов пожертвовать собой для освящения Имени, а мы недостойны того, чтобы чудеса совершались для нас». Талмуд прямо запрещает полагаться на чудо. «Никогда не следует стоять на опасном месте, говоря: «Со мной произойдёт чудо», – т.к. оно может и не произойти, а если оно и произойдёт, то заслуга такого человека уменьшается». Человек, ради которого было совершено чудо, его не узнает (на месте, где было сотворено чудо ради еврейского народа, иудеям следует читать специальное благословление). Вопрос о чудесах – одна из наиболее важных и спорных тем в произведениях средневековых еврейских философов, которым трудно было принять библейское представление о чуде не только из-за того, что они не всегда могли объяснить определённые чудеса, описанные в Библии (в соответствии с понятиями современной науки), но также из-за того, что признание чуда подразумевало веру в сотворение мира и Божественное провидение, т.е. в нечто отвергаемое греческой философией.

 



 
PR-CY.ru