ЧУДО - Страница 23

Нельзя не признать, что вопрос о возможности чудесного сравнительно с другими философскими проблемами находится до настоящего времени в совершенно неразработанном состоянии. «Системные» философы касались его больше мимоходом и лишь в редких случаях делали предметом более или менее обстоятельного обсуждения. Если такие мыслители, как Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) или Эдуард фон Гартман (1842–1906 гг.), довольно подробно обсуждали этот вопрос с точки зрения своих систем, то они, во всяком случае, ставили проблему чуда далеко не во всем её объёме, а ограничивались лишь некоторыми видами чудесного, касающимися духовидения и явлений спиритизма. С другой стороны, теории, развиваемые представителями оккультизма, спиритизма и других учений супранатуралистического характера, никогда не имели под собой достаточно твёрдой гносеологической и метафизической почвы и представляли, в общем, весьма неустойчивые построения, основанные на сбивчивых и до конца не продуманных понятиях. Между тем проблема чуда не может получить философского разрешения независимо от исследования основных положений гносеологии и метафизики и необходимо предполагает то или иное систематически обоснованное миросозерцание. Без такого миросозерцания как признание чудес, так и их отрицание является выражением чистой веры или только привычных и излюбленных мнений, а не разумного убеждения. В современной европейской философии и теологии принято разводить понятия религиозного и нерелигиозного чуда (последнее семантически сближается с понятием «дива» – диким, не принадлежащим христианской культуре, языческим). В католической теологии чудеса учитываются при канонизации святых. Католическое учение о религиозном чуде развивает концепцию четырёх признаков чудесного: а) необычности, чрезвычайности с общим условием доступности человеческим чувствам и ощущениям (потенциальной детекции); б) значительности события для религиозной сферы жизни; в) очевидности нарушения в привычном (ожидаемом) развёртывании феноменологического ряда причинно-следственных связей; г) принципиальной невыводимости из чисто физической, материальной данности (непредсказуемости методам научной прогностики). Религиозные чудеса в католической теологии принято подразделять на физические – происходящие в человеческом мире, и метафизические – целиком принадлежащие более высокому уровню бытия (Всевышнему). В свою очередь, физические чудеса бывают двух видов: знамения (signum) – т.е. теофании (действии божественных сил в мире, в которых информационными знаками-сигналами служат предметы привычного человеку физического мира, и так называемые «миракли» (miraculum – загадка) – эпифании трансцендентального, никак не согласующиеся с земным опытом верующих и зачастую невыразимые на человеческом языке (образы «Апокалипсиса»). Протестантское учение о религиозном чуде в целом схоже с католическим, но отличается от него большей заострённостью на антропологическом и эсхатологическом моментах: чудо необъяснимо, свидетельствует о теофании и ориентировано на спасение человека. Другая классификация чудес связана с их субъектом: истинные чудеса происходят от Бога, а ложные – от Его противника – дьявола. Святые-чудотворцы и небесные посланники (ангелы) являются слугами Божьими и творят чудеса не своими силами, а опосредованно – по благодати.



 
PR-CY.ru