ЧУДО - Страница 6

Редко упоминаемые в Ветхом Завете чудеса чрезвычайно часто встречаются в Новом Завете, где повествуется о чудесах, совершённых Сыном Божьим. Тема чуда присутствует в христианстве с самого момента его возникновения. Сотворение мира, Рождение и Воскресение Христа рассматриваются как главные чудеса мировой истории. Евангелия сообщают или упоминают, по крайней мере, о 34-х отдельных чудесах (за исключением параллельных повествований), совершённых Иисусом в пору Его земного служения. Кроме того, есть 15 текстов (опять же, исключая параллели), в которых Его чудотворная деятельность (исцеления или экзорцизмы, т.е. изгнание демонов) упоминается или излагается в виде краткого перечня. Кроме того, есть чудеса, в которых Иисус Сам выступает в качестве объекта чуда (к ним относятся девственное зачатие, Крещение, Преображение, Воскресение и Вознесение), а также различные явления (по меньшей мере, семь) воскресшего Христа. Исследователи добавляют сюда явления ангелов, знамения и тексты, описывающие чудеса, совершённые учениками, в результате чего им становится очевидным, до какой степени Евангелия насыщены чудесами. Близкое сходство обнаруживают традиционные повествования о чудесах в синоптических (сходных) Евангелиях. Исследователи отмечают, что они содержат 11 сообщений о чудесах, совершённых Иисусом (не считая Крещения и Преображения), в то время как всего лишь два (или, возможно, три) чуда, описанных евангелистом Иоанном (насыщение пяти тысяч; хождение по воде; исцеление сына царедворца), в синоптических Евангелиях имеют параллели; причём лишь насыщение пяти тысяч упоминается во всех четырёх Евангелиях. Авторы синоптических Евангелий рассматривают чудеса Иисуса как «dynameis» («проявления силы»). Слово simeia («знамение»), которое постоянно используется в четвёртом Евангелии (от Иоанна), в синоптических Евангелиях ни разу не применяется к чудесам Иисуса. Напротив, знамения требуют противники Иисуса (Мк. 8:11), и в будущем лжехристы и лжепророки будут творить «чудеса и знамения» (Мк. 13:22; Мф. 24:24). Однако для Луки исследователи едва ли считают значимым отказ от использования слова «знамение» применительно к Иисусу, поскольку в «Деяниях апостолов» этот евангелист постоянно определяет словами «знамения и чудеса» деяния Иисуса и апостолов (например, 2:22, 43). Сложнее обстоит дело с убеждениями Матфея, хотя исследователям кажется очевидным, что он воспринимал Воскресение Иисуса как знамение (но, возможно, как единственное знамение), явленное Иисусом (Мф. 12:39–40). Марк никогда не соединяет слово «знамение» со служением Иисуса в положительном смысле, но дважды употребляет этот термин в негативном контексте. Вероятно, он считал невозможным применять слово «знамение» к чудесам Иисуса, учитывая Его решительный отказ предоставить какое-либо знамение (Мк. 8:12). Кроме того, термин «dynameis» лучше согласуется с представлением Марка об Иисусе как о сильном, исполненном Святого Духа Сыне Божьем (Мк. 1:7–8, 10; 3:27; 5:1–8). В синоптических Евангелиях чудеса Иисуса тесно связаны с провозглашаемым Им пришествием Царства Божьего. В особенности в кратких изложениях, описывающих миссионерские усилия учеников (Мк. 1:39; 3:14–15; 6:12–13), чётко согласованы между собой проповедь Царства и подвиги исцеления и изгнания бесов. Одно высказывание Иисуса, сохранённое Матфеем и Лукой, определяет эту связь так: «Если же Я перстом (т.е. Духом) Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божье» (Лк. 11:20; Мф. 12:28). Итак, для синоптиков чудеса Иисуса и, вероятно, в особенности экзорцизм (который ни разу не упоминается в четвёртом Евангелии) представляют собой один из способов утверждения царской власти Бога, так что, хотя вся полнота Царства по-прежнему относится к будущему, оно уже становится реальностью в словах и делах Иисуса. Разумеется, полагают исследователи, связь между Его чудесами и утверждением власти Бога, рассеивающей вражеские, демонические силы, вполне укладывается в концепцию, определяющую чудеса Иисуса как «dynameis» («проявление силы»). Существительное «pistis» («вера») и глагол «pisteuein» («верить») играют важнейшую роль в синоптических повествованиях о чудесах, однако в отличие от четвёртого Евангелия, где «pistis» оказывается идеальным результатом чуда, синоптические повествования обычно рассматривают «pistis» просящих о помощи или их посредников как необходимое условие получения чудесной помощи (Мк. 2:5; 6:5–6).

 



 
PR-CY.ru