ЧУДО - Страница 15

Несомненно, человек, отстаивающий историческую достоверность предания о пустой гробнице, сталкивается с серьёзными трудностями. К примеру, почему предание о пустой гробнице не обнаруживается в раннем исповедании веры, приведённом Павлом в 1 Кор. 15:3–7, в собственных словах апостола или в проповедях в «Деяниях апостолов»? С другой стороны, много авторитетнейших экзегетов признают, что отказ от исторической основы предания о пустой гробнице породит ещё более сложные проблемы. Почему власти не эксгумировали труп, когда впервые распространились слухи о Воскресении Иисуса? Даже если б тело разложилось до неузнаваемости, само его присутствие в гробнице Иосифа (хорошо известная деталь) оказалось неопровержимым свидетельством. С другой стороны, если бы власти обнаружили, что гробница пуста, раскрыли бы они это обстоятельство? А если бы раскрыли, разве христиане отказались бы от использования этого факта? Более того, если рассказ о пустой гробнице – простая выдумка, почему в качестве свидетелей, присутствовавших у открытой и оказавшейся пустой гробницы, были избраны женщины, а не одиннадцать учеников? Наконец, как указывает Крэг (Craig), обнаружение пустой гробницы в пасхальное воскресенье после Страстной пятницы может быть единственным разумным основанием исповедания веры («Он воскрес в третий день»). Хотя вера в Воскресение Иисуса не связана безусловно с исторической достоверностью предания о пустой гробнице, множество исторических соображений подтверждает аутентичность этого предания. При всех различиях между повествованиями о Рождестве у Матфея и Луки их сходство заключается в том, что рождение Иисуса описано в обрамлении чудес. В целом ангелофании подчёркивают важность рождения Иисуса для истории спасения. Пять сновидений и явлений ангелов у Матфея раскрывают способность Бога осуществить Свой спасительный замысел, о котором пророчествует Писание, вопреки историческим проблемам и проискам Ирода. В особенности сцена с ангелом, предвещающим рождение Иисуса (Иосифу – у Матфея и Марии – у Луки), вполне уместна, когда речь идёт о мессианском потомке Давида. Ангелы и в прошлом предвещали рождение важнейших персонажей – Исаака, Моисея, Самсона. Рождественская звезда, о которой сообщает Матфей, согласно пророчеству (Числ. 24:17) знаменует рождение «Величайшего сына царя Давида». Согласно Ки (Кее), знамения, помещаемые Матфеем в рассказы о рождении и смерти Иисуса, исследователи интерпретируют в свете римской исторической традиции, в которой подобные знамения свидетельствовали, что божество управляет историей, в частности, возвышением и падением императоров. Появление звезды подтверждало развертывание Божьего замысла в истории, средоточием которого является Иисус-Царь. Девственное зачатие (как и ангелофании и появление звезды) возвеличивают Иисуса, соединяя Его с ветхозаветной историей и чаяниями. Некоторые ключевые фигуры в истории Израиля (например, Исаак, Иосиф, Самсон, Самуил) были рождены бесплодными женщинами, получившими благословение Бога. С другой стороны, ни один из этих героев не был рождён девственницей. Браун (Brown) обратил внимание на «параллелизм с градацией» между рождением Иоанна и рождением Иисуса в повествовании Луки. Столь уникальное рождение соответствует эсхатологическому всемогуществу Бога, которое можно лишь принимать со смирением и почтением. В определённые моменты это чудесное зачатие рассматривается как исполнение пророчества Исаии (Мф. 1:22–23; Лк 16:26–31) – обещания, данного «дому Давида» и связанного с титулом Сына Божьего (Лк. 1:35). Почти все исследователи признают, что Иисус видел непосредственную связь между совершаемыми Им чудесами и провозглашаемым Им наступлением Царства Божьего. С точки зрения сторонников «осуществляемой эсхатологии», Иисус рассматривал свои чудеса как знамение того, что Царство Божье уже наступает, полагая конец нынешней эре. Додд, главный сторонник теории «реализовавшейся эсхатологии», на основании собственной интерпретации Евангелия от Матфея (Мф. 12:28) и Луки (Лк. 11:20) утверждал, что Иисус рассматривал Свои чудеса как непосредственное свидетельство Царства Божьего, уже вполне присутствующего в Его служении.

 



 
PR-CY.ru