БРАК - Страница 51

В Эфиопской церкви церковный чин предваряется заключением брачного договора; в храме совершаются молитвы, благословение и передача брачных даров; первая часть литургии, вопросы к молодожёнам о добровольности вступления в брак, благословение кольца, передача кольца; литургия продолжается молитвы до «Отче наш»; следуют velatio, причащение молодожёнов, благословение венцов и венчание, троекратное обхождение алтаря (который по эфиопской традиции находится посреди храма); в конце чина священник преподает молодым благословение. В традиции Яковитской церкви, восходящей к древнему антиохийскому богослужению, двумя основными чинами церковного брака являются обручение и венчание. Обручение имеет следующий порядок: начальное славословие, молитва, Пс. 50 с припевом, молитва по Пс. 50, песнопения и главная молитва чина (так называемая седра), каждение, молитва над кольцами, благословение колец, надевание кольца на палец жениха, молитва над женихом, надевание кольца на палец невесты, молитва над невестой, молитва над ними вместе, гимн, заключительная молитва. Порядок венчания: начальное славословие, молитва, Пс. 50 с припевом, песнопения и седра, каждение, чтения (1 Петр. 3:1–7, Еф. 5:20–6:3, Мф. 19:3–11; в рукописях могут быть указаны и др.), молитва над венцами, благословение венцов, возложение венца на жениха, молитва над женихом, одевание венца на невесту, молитва над ней, молитва над ними обоими, молитва над другом жениха, молитва над подругой невесты, молитва над собранием, гимн, заключительная молитва. Богослужебная практика Церкви Востока (несторианской), а также халдейской (униатской) – так называемого восточносирийского обряда – интересна тем, что из всех восточных обрядов она претерпела наименьшее влияние со стороны константинопольской традиции. Согласно источникам IV–VI вв., первоначально чин бракосочетания состоял из двух основных частей: обручения и брачного торжества. К концу V в. участие священника в совершении брака считалось обязательным; Нарсай (ум. около 502 г.) в 17-й гомилии пишет, что «без священника женщина не может выйти замуж, без него свадьба не может состояться». Собор в Катаре (676 г.) под председательством католикоса Востока Гиваргиса постановил, что женщина не может сочетаться с мужчиной без согласия её родителей, без св. креста (указание на обручение (ср. с армянской традицией) и без благословения священника. Патриарх Ишо бар Нун (623–628 гг.) писал о необходимости присутствия священника и мирян при обручении, а также упоминал об использовании во время церемонии св. воды, креста и кольца. Патриарх Тимофей (782–823 гг.) настаивал на торжественном характере обручения, для которого необходимы присутствие священника и использование креста, и запретил расторжение обручения по соглашению. В «Книге судов» Ишо-бохта (VIII в.) утверждается, что для заключения брака необходимо совершение торжественного чина, причём при обручении должен совершаться обмен кольцами, а чин бракосочетания должен включать в себя подписание брачного договора и благословение священника; тем не менее, при невозможности найти священника разрешено вступать в брак без его участия.

 



 
PR-CY.ru