БРАК - Страница 56

На поиски архиерея, в основном, из-за необходимости освящать брак в Палестину с Выга в 1730 г. был отправлен Михаил Иванович Вышатин (1667–1732 гг.), но путешествие было безрезультатным. Особенно важную роль в истории старообрядческих споров о браке сыграл Иван Алексеев (1709–1776 гг.), в 1728 г. в Выговской киновии изложивший свои взгляды на брак и позднее развивший их в обширном сочинении «О тайне брака» (1762 г.). Иван Алексеев выступил с обличением «мнимого всеобщего безбрачия» и учил о необходимости брачной жизни у беспоповцев, признав возможным венчаться в православной церкви (венчавшиеся беспоповцы получили название «новожёнов»). Ход его рассуждений был следующим: брак установлен в раю Богом, его основание – благословение Адама и Евы, которое передаётся их потомкам и актуализируется при наличии у брачующихся взаимной любви и согласия вступить в брачные отношения. Это согласие должно быть выражено в словесной форме при свидетелях и закреплено благословением родителей. Иван Алексеев утверждал, что венчание является не совершением таинства брака, но «общенародным христианским обычаем», введённым для отличия законного брака от блудного сожительства. Его аргументация послужила основой для всех последующих богословских построений беспоповцев-брачников. К 1750 гг. вокруг Ивана Алексеева собралось значительное число единомышленников, выступавших за необходимость заключения брака. Однако намеченный им путь решения брачной проблемы оказался для старообрядцев фактически неосуществим, т.к., согласно указам Святейшего Синода 1722 и 1736 гг., венчаться в православной церкви они могли только при условии перехода в православие. В этих обстоятельствах беспоповцы, стремившиеся к брачной жизни, сделали из аргументации Ивана Алексеева вывод, что можно вступать в брак и без священника. Появились новожёны (как поморцы, так и федосеевцы), которые вступали в брак по взаимному согласию, без венчания. Большинство федосеевских наставников резко осудили взгляды Ивана Алексеева. В 1752 г. в Польше состоялся Собор федосеевцев, выработавший против новожёнов ряд строгих прещений, около 1757 – 1758 гг. Алексеева отлучили от согласия. Поморцы отнеслись к новожёнам более терпимо: не отторгали от сообщества, разрешали жить супругам в одном доме при условии «чистого жития». Снисхождение со временем стало оказываться и парам, вступившим в брак лишь со взаимного согласия жениха и невесты. В ХIХ в. в поморском согласии были известны «полубрачные даниловцы», которые рекомендовали всем вести девственный образ жизни; если же кто-либо в согласии вступал в брак, общество не выражало осуждения, поскольку, по мнению согласия, супруги будут сами отвечать за свой поступок перед Богом. В конце ХVIII в. наиболее влиятельным центром беспоповщины стала Москва, именно здесь с новой силой вспыхнули споры о возможности брака. Бескомпромиссным проповедником всеобщего девства являлся основатель Преображенского кладбища федосеевец Илья Алексеевич Ковылин, утверждавший, что открытая брачная жизнь хуже случайных связей, т.к. первая есть ересь, а вторые осознаются как грех и ведут к покаянию.

 



 
PR-CY.ru