БРАК - Страница 52

По позднейшим печатным книгам восточносирийского обряда, чин бракосочетания состоит из семи частей: 1) девушке приносят кольцо, и она принимает или отвергает его; 2) священник соединяет правые руки представителей семей жениха и невесты (брачный сговор); 3) чин благословения брачных одежд; 4) чин обручения; 5) чин венчания; 6) чин благословения комнаты новобрачных; 7) чин «разрешения» комнаты на восьмой день. Части 1-3 совершаются в доме невесты, 4-5 – в храме. Обручение начинается с нескольких молитв, потом бывают благословение кольца, молитва над общей чашей и крестом, вкушение от чаши и благословение крестом. В чине венчания после молитв на молодых возлагают венцы, далее следуют несколько молитв и песнопений (чтения (Еф. 5:20–33 и Мф. 19:3–9) входят в чин только согласно практике общин, находящихся в унии с Римом) и возложение рук на брачующихся, на их крестных и плотских родителей и заключительные молитвословия. Западные чины благословения брака в VI–XX вв. в целом восходят к двум традициям – римской и галльской. Чин бракосочетания на Западе был значительно меньше воцерковлён, чем на Востоке, многие обряды сохранили народный характер и не вошли в церковное последование. Римский чин церковного бракосочетания VI–VIII вв. известен по Веронскому, Григория (в редакции, посланной папой Адрианом императору Карлу Великому) и Геласия Сакраментариям (начало VI, начало VIII и середина VII в. соответственно). В Веронском Сакраментарии для чина благословения брака (обозначенного как velatio nuptialis) приведены шесть молитв; первые три, судя по их содержанию, заменяли собой некоторые молитвы мессы (начальную коллекту, молитву над Дарами и Hanc igitur римского канона мессы), остальные, видимо, читались в конце мессы. В третьей молитве содержится ссылка на участие в службе двух женщин – невесты и, вероятно, почтенной женщины-pronuba. Шестая молитва значительно больше остальных и, возможно, была главной. Особенно важно то, что в молитвах не упоминается жених; всё внимание сосредоточено на невесте (что можно сопоставить с брачными обычаями древних народов, где большинство обрядов были связаны с невестой). Таким образом, в начале VI в. в Римской церкви чин бракосочетания включал в себя velatio и совершался во время мессы. Наличие брачной мессы не исключает того, что собственно брачное торжество происходило в другой день и не было связано с церковным богослужением. В Сакраметарии Григория в отличие от Веронского изменяемые молитвы брачной мессы (коллекта, молитва над Дарами, praefatio и Hanc igitur канона, заключение; частично использованы тексты Веронского Сакраментария) ясно отделены от собственно продолжительной молитвы благословения брака, которая находится не в конце мессы, а перед причащением. В молитвах нет упоминания pronuba; они по-прежнему посвящены невесте, но встречаются прошения о «них», т.е. о супругах вместе. По Сакраментарию Геласия, бракосочетание тоже совершается во время мессы; здесь есть также молитва для мессы на тридцатый день или на годовщину брака. Месса должна совершаться в день брака; в её состав входят несколько изменяемых молитв (коллекта, над Дарами, praefatio и infra actionem канона, postcommunio; часть совпадает с молитвами Сакраментариев Веронского и Григория), а также особая молитва перед причащением (возможно, франкского происхождения) и благословение после причащения.

 



 
PR-CY.ru