БРАК

БРАК – общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы брака: моногамный (брак одного мужа и одной жены), полигамный (многожёнство) и полиандрический (брак одной жены с несколькими мужьями, случаи такого брака редки). Христианская традиция признаёт брак только моногамный союз. В «Диггестах» содержится определение брака, принадлежащее римскому юристу Модестину (III в.): «Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Данное определение вошло в канонические сборники православной церкви и таким образом было адаптировано и санкционировано церковью, приобрело церковный авторитет. Это определение включено в «Номоканон XIV титулов», в «Алфавитную синтагму» Матфея Властаря, в «Прохирон» Василия I Македонянина, перевод которого составил 49-ю главу славянской «Кормчей книги». В «Кормчей» определение брака дано в следующей редакции: «Брак есть мужеви и жене сочетание, со-бытие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение». В «Номоканоне ХIV титулов» это определение сопровождается замечанием об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом («общение жизни» – общение во всех жизненных отношениях) и религиозно-юридическом («соучастие в божеском и человеческом праве»). Христианская церковь, взяв определение брака из римского права, придала ему христианское осмысление, основанное на свидетельствах Священного Писания. В соответствии с христианским вероучением брак есть установление Божье. Брак как закон положен в самом устройстве человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Различие между полами, по учению церкви, – это особый дар Божий сотворённым Им людям. Особенности полов не сводятся к физиологическим различиям: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении…» (Социальная концепция РПЦ). Первоначальный брак получает благословение Божье (Быт. 1:28). Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2:24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5–6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет её (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно». Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с другими таинствами. В браке всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Священное Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт. 2:22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов. 6:18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал. 2614); брак – «завет Бога» (Притч. 2:17); Бог сочетал мужа и жену (Мф. 19:6); брак, по апостолу Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор. 7:39; 11:11). Отцы и учители церкви подчёркивали мысль о присутствии в браке Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами) вместе»; Бог «Сам Творец супружества».

 



 
PR-CY.ru