БРАК - Страница 59

В 1862 г. в Москву из Одессы прибыл филипповский наставник Никита Яковлевич, предложивший смягчить отношение к живущим в браке. Противники брака съехались на собор в селе Богородское под Москвой, но к единомыслию не пришли. Другой Собор в присутствии многих филипповских наставников прошёл на Братском дворе и также не сумел вынести удовлетворительного для всех решения. В 1875 г. состоялся ещё один Собор, на котором возобладала партия противников брака во главе с выходцем из Кимр М.М. Синцовым. Примирение между сторонниками и отрицателями брака было достигнуто в 1890 г., когда взгляды М.М. Синцова были осуждены. Воззрения филипповцев на брак в конце ХVIII – ХIХ вв. описаны в анонимном сочинении 1900 г., обращённом к «совопросителю и другу Ивану Михайловичу». Во второй половине ХVIII – начале ХIХ вв., видимо, из среды филипповцев, выделились пастухово (адамантово) согласие, особенностью которого являлось непризнание староженских браков, а также аароновское согласие, оправдывавшее староженческие, а затем и новоженческие браки. Сторонники браков были также среди странников – в согласии, которому всегда был присущ крайний аскетизм. Пошехонец М. Васильев и житель Череповца Н. Касаткин стали проповедовать брачную жизнь в странствии, в 1870 гг. к ним присоединился новгородский крестьянин М. Кондратьев. Чин бракосочетания у странников состоял из взаимного обета и молебного пения. В спасском согласии первоначально было принято заключать браки в православной церкви, не придавая обряду силы таинства. После разделения согласия на староспасовцев и новоспасовцев, или малоначальных и великоначальных, у каждого из согласий появились свои чины бракосочетания. Известный деятель староспасовцев Андрей Алексеевич Антипин (ум. в 1918 г.) изложил чин брака в Потребнике. Распространению браков среди беспоповцев в первой половине XIX в. во многом способствовала позиция властей. В 1833 г. по итогам восьмой ревизии «сожительницы раскольников-беспоповцев» были признаны законными жёнами, а дети, рождённые в таких браках, не считались незаконнорожденными, что фактически означало официальное признание этих союзов. В этом же ключе был сформулирован и указ императора Николая I от 5 декабря 1834 г. Правительство признало, что бессвященнословные браки предпочтительнее разврата, процветавшего среди беспоповцев, которые отрицали брак, и дало возможность беспоповцам «вступать в сожительство по обряду своей ереси». Старообрядческие браки заключались открыто, свадьбы игрались с особой торжественностью. Это привело к тому, что в конце царствования Николая I правительство изменило своё мнение на брак старообрядцев и признало их «развратом и беззаконной жизнью»; по указу императора от 10 июня 1850 г. дети, рождённые в таких браках, стали считаться незаконнорожденными. В эпоху реформ императора Александра II положение беспоповцев, приемлющих брак, изменилось в лучшую сторону. Эти изменения, в первую очередь, связаны с деятельностью Особого комитета, созданного по инициативе министра внутренних дел Петра Александровича Валуева в марте 1864 г. На третьем заседании комитета было сформулировано положение, согласно которому могут считаться действительными те браки старообрядцев, которые зарегистрированы полицией и засвидетельствованы «местными общественными начальствами по принадлежности сословий». Это положение было развито в законе от 19 апреля 1874 г., в соответствии с которым местным властям предписывалось регистрировать браки старообрядцев, занося их в особые книги. Фактически это означало признание браков, заключённых беспоповцами, со стороны государства.

 



 
PR-CY.ru