БРАК - Страница 50

По печатным изданиям армянского Маштоца (Требника), чинопоследование таинства брака частично совершается в доме невесты, частично в храме. Домашняя часть чинопоследования предваряется получением посланниками жениха согласия на брак у родителей невесты и принятием невестой даров от жениха, затем приходит священник и благословляет эти дары (т.е. совершившееся обручение) и брачные одежды невесты; наконец, приходит жених, и следуют соединение рук брачующихся и благословение их крестом. В современной практике обычно эта часть чина в сокращённом виде (благословение священником колец, обмен кольцами, соединение правых рук жениха и невесты) совершается у входа в храм непосредственно перед началом следующей части. Далее: торжественный вход в храм; чтения (Еф. 5:22–33; 1 Кор. 13; Мф. 19:1–9), завершаемые Никейским Символом веры; возложение брачных венцов; снятие венцов; преподание вступившим в брак общей чаши с вином (все священнодействия сопровождаются соответствующими молитвами). Чинопоследование открывается и заканчивается молитвой Господней «Отче наш»; в конце первой или второй частей совершается благословение вступающих в брак крестом (диакон: «Святым Крестом молим...»; священник, благословляя: «Сохрани рабов Твоих...»). В издании Маштоца приводится также молитва на разрешение венцов в восьмой день. В Армянской католической церкви чинопоследование брака соединено с литургией; после прочтения Евангелия совершается благословение и возложение венцов на жениха и невесту; преподание общей чаши бывает в доме. В Коптской церкви чинопоследование церковного брака состоит из пяти частей: обручения, благословения одежд жениха, венчания, заключительного благословения, чина восьмого дня. Первая, третья и пятая части начинаются со службы чтений (её порядок: благодарственная молитва, каждение, чтение Апостола, Трисвятое, молитва перед Евангелием (этот и предшествующий элемент чина в третьей части опущены), прокимен, чтение Евангелия, ектения, Символ веры); все части (кроме второй) заканчиваются молитвой Господней и отпустом. Как правило, все части совершаются вместе. В начале последования жених идёт в мужскую часть храма, невеста – в женскую. В состав службы чтений обручения входят: 1 Кор. 1:1–10, Пс. 84, Ин. 1:1–17; после Символа веры следуют несколько молитв. Благословение одежд жениха состоит из нескольких молитв и облачения жениха в праздничные одежды; затем жених идёт к невесте, снимает с пальца кольцо и даёт ей; поётся гимн. Служба чтений венчания предваряется вопросами к молодым о добровольном вступлении в брак; в службу чтений входят: Еф. 5:22–6:3, 1 Петр. 3:5–7, Деян. 16:13–15, Пс. 18, 127, Мф. 19:1–6; затем следуют: три торжественные молитвы (перемежаемые песнопениями), главопреклонная молитва, молитва над елеем, помазание новобрачных елеем (особенность коптского чина) и два гимна, молитва после помазания, молитва над венцами, возложение венцов с особыми молитвами, песнопения. После венчания священник знаменует жениха и невесту с молитвами, говорит им наставление (на арабском); вместо отпуста произносится благословение, и хор поёт гимн. В службу чтений чина восьмого дня по свадьбе входят: 1 Тим. 4:9–15, Пс. 127, Ин. 1:14–17; далее читается молитва на снятие венцов и отпуст, после которого венцы снимают.

 



 
PR-CY.ru