БРАК - Страница 57

Последовательным защитником безбрачия на Преображенском кладбище был также Сергей Семёнович Гнусин, его сочинение «Наказание» оставалось важным уставным предписанием для федосеевцев вплоть до конца XIX в. В «Наказании» о браке было сказано: «Браки старожёнские признавать», «новожёнов и половинок (половинки – члены согласия, состоящие в браке с «инославными») без разводу под чистое житие не принимаем». В 1880 гг. в Москве появилась поморская общественная моленная – Покровская (Монинская) часовня с богадельней. Первым настоятелем моленной стал в 1789 г. московский мещанин Василий Емельянов, помощником настоятеля – купец Гавриил Илларионович Скачков. Василий Емельянов создал новое учение о браке, суть которого заключалась в следующем: «Женившиеся не согрешают; брак чист, ложе нескверно и неблазненно». Он считал, что брак наподобие крещения и исповеди может быть заключён не только священником, но и мирянином (бессвященнословный брак). По мысли Емельянова, сила и законность брака заключаются в согласии и обещании жениха и невесты, объявленных при свидетелях. Василий Емельянов установил особый чин благословения на брачное жительство с чтением канона Всемилостивому Спасу и Божьей Матери. Кроме того, руководители Покровской часовни установили правило, по которому каждая брачующаяся пара должна была дать письменное обещание хранить супружескую верность «вечно, верно и неизменно». За свои нововведения Емельянову пришлось держать ответ на Выге и на Преображенском кладбище. Однако брак уже укрепился в жизни поморцев, среди которых он пользовался высоким авторитетом. Дело Василия Емельянова продолжил Гавриил Скачков, в начале 1798 г. сумевший привести поморское согласие к единству по вопросу о браке. В своих сочинениях он доказывал, что «девство не есть единственный путь ко спасению», и сформулировал понятие о браке «как таинстве, совершаемом со взаимного согласия жениха и невесты, по благословению Божию, в знак союза Христа с Церковью, для рождения и воспитания детей в Царство Христово». Гавриил Скачков составил чинопоследование совершения беспоповского брака («Канон, певаемый во время сочетания брака») и получил разрешение на ведение «Бракозаписной книги». Записи о бракосочетании в книгу вносил его зять А. Сергеев, который был известен также как автор более 20 полемических сочинений против отрицателей брака, в том числе стихотворного «Девственница-федосеевка, старообрядка в собственном своем лице». В 1821 г. наставником моленной стал А. Андреев, также деятельный проповедник брака. Известность Покровской часовни росла, к 1827 г. число её прихожан достигло 7 тыс., во многом за счёт приёма из других согласий беспоповцев, стремившихся к браку. К этому времени было получено от властей признание заключаемых здесь браков, за исключением браков иногородних старообрядцев. Об одном из них начальству стало известно, началось дознание и обнаружилось, что А. Андреев не признавал браков, венчанных в православной церкви, отменил молитву за царя. Это стало причиной закрытия часовни (1837 г.). А. Сергеев, сохранивший у себя «Бракозаписную книгу», по делам торговли много ездил, особенно по югу России, и повсюду проповедовал «московский поморский брак».

 



 
PR-CY.ru