БРАК - Страница 55

Cтарообрядцы-поповцы сохранили чинопоследование брака, принятое в Русской православной церкви в первой половине XVII в.; у беспоповцев первоначально утвердилась идея всеобщего девства. Отрицание беспоповцами брака стало следствием ряда обстоятельств, главными из которых были отсутствие у них епископата и естественная убыль священников дониконовского поставления, а также распространение среди беспоповцев мнения о скором конце мира. Кроме того, после издания в 1684 г. указа о преследовании раскольников начался массовый уход старообрядцев из центральных районов страны на окраины, зачастую сопровождавшийся разрывом семейных связей. Большую роль в утверждении «бракоборческих» представлений сыграла проповедь странствующих монахов-старообрядцев, особенно бывших насельников Соловецкого монастыря, бежавших оттуда после подавления Соловецкого восстания. Первоначально брачные пары принимались в старообрядчество без развода (даже те, которых при этом перекрещивали). В 1688 г., когда, по мнению противников реформ, в России воцарился антихрист, церковный брак был признан «порочным», а потому в решениях старообрядческого Новгородского собора 1694 г. было записано, что «наша истинная церковь женимых в соединение не приемлет» и после старообрядческого крещения необходимо «в чистоте и целомудрии пребывать». О «совершенном отвержении брачного супружества» по причине прекращения «православного священства» говорится в статье 5 решений Собора, статья 7 предписывает всеобщее девство. Основатель беспоповского согласия Феодосий Васильев (1661–1711 гг.), понимавший трудность исполнения этих требований, стал учить о законности брака «старожёнов» (т.е. венчавшихся в православной церкви до присоединения к старообрядчеству). Против него выступили выговцы, строго следовавшие решениям Новгородского собора, возникшая полемика способствовала окончательному разделению между старообрядцами поморского согласия и федосеевцами. С 1699 г. Феодосий Васильев с последователями жил в Польше и оттуда вёл полемику с Выгом. Павел Любопытный (Платон Львович Светозаров; 1772–1848 гг.) считал, что под влиянием доводов Феодосия Васильева поморский учитель Андрей Денисов со временем стал более снисходительным к браку и на «бывшем в Выгореции соборе была освещена и утверждена вечность брачного бытия». В то же время он настаивал на обязательном безбрачии истинных «последователей древнего благочестия», что отразилось в его «Уставе о благочинии». После смерти Феодосия Васильева его единомышленники постепенно усвоили выговские воззрения на брак и переходящих в «старую веру» начали разводить на «чистое житие». Отказ от признания старых браков законными произошёл в федосеевщине в 1770–1780 гг. К началу XVIII в. стали очевидны негативные последствия всеобщего обязательного девства – старообрядческие писатели ХVIII в. жалуются на то, что среди их единоверцев «целомудрие увядаше, а скверное житие цветяше». Благодаря изданию в петровское время ряда законов о старообрядцах (указами 1714, 1719, 1720 и 1722 гг. старообрядцам разрешалось жить в селениях при условии уплаты двойного налога, не ходить на исповедь, не венчаться в церкви, носить бороду и одежду старинного покроя при условии уплаты штрафа) жизнь в старообрядческих сообществах оживилась, в конце 1720 гг. активизировались попытки решения брачной проблемы.

 



 
PR-CY.ru