БРАК - Страница 54

Так, в Бенедикционале, который обычно связывается с именем Кентерберийского архиепископа Роберта (1051–1052 гг.), но, вероятно, на самом деле принадлежал Роберту, архиепископу Руана (начало XI в.), порядок брачной мессы соответствует Сакраментарию папы Григория, но приводятся также две молитвы благословения кольца и три молитвы благословения брачной комнаты (как в Понтификале Эгберта). Чтения чинопоследования брака по средневековым латинским рукописям различны, ими могут быть: 1 Кор. 6:10–15, Мф. 19:1–6 (эти два чтения – чаще всего), Ис. 61:10 слл., 1 Кор. 7:32–35, Еф. 5:22–33, Мф. 22:2–1, 4, Мк. 10:1–9, Ин. 2:1–11. Низкий уровень правовой культуры в западном средневековом обществе вызвал обязательное требование заключать брачное соглашение in faciae ecclesiae (перед лицом церкви) – перед вратами храма и в присутствии народа. По широко распространённому в XVI в. на Британских островах Сарумскому Мануалу (1543 г.), бракосочетание начиналось перед дверьми храма с нескольких клятв супругов во взаимной верности и обмена кольцами; затем совершался торжественный вход в церковь; следовали несколько благословений; начиналась месса; перед причащением брачующиеся ложились ниц перед св. престолом, четыре клирика накрывали их большим покровом, и священник читал брачное благословение. После мессы в Мануале приведены молитвы на благословение хлеба и вина (брачного пира) и брачной комнаты и кровати. К сарумскому последованию восходит чин бракосочетания в англиканской церкви, состоящий из публичной церемонии перед вратами храма и брачной евхаристической службы. Единый чин католического бракосочетания был установлен только после Тридентского собора (1545–1552, 1562–1563 гг.) и опубликован в Мисале (1570 г.) и Ритуале (1614 г.), вплоть до второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.) бывших нормативными литургическими книгами католической церкви. Собор был против распространённой тогда практики тайных браков без участия священника и настаивал на признании брака таинством. Согласно тридентскому Миссалу, бракосочетание происходит во время мессы. В чине брачной мессы никаких особых обрядов, кроме священнического благословения молодой пары перед причащением, нет. Формуляр брачной мессы и текст благословения молодых перед причащением примерно те же, что в Сакраментарии Григория; а заключительное благословение мессы такое же, как в Бенедикционале Роберта. В тридентском Ритуале приведены обязательная формула взаимного согласия жениха и невесты на брак (тридентское богословие таинств считало ее главной («тайносовершительной») формулой брака), священническая формула «Ego vos conjugo...» («Я вас соединяю») и две молитвы – благословение кольца и молодой пары. Чин, приведённый в Ритуале, обязательно совершался до брачной мессы; в случаях второбрачия невесты, невозможности служить мессу или непринадлежности одного из супругов к католической церкви совершался только чин по Ритуалу. Существовал также особый чин благословения молодой семьи при первом посещении ею церкви после брачного торжества, аналогичный восточному чину разрешения венцов. После второго Ватиканского собора в католической церкви в качестве нормативного чинопоследования брака принята брачная месса, для которой новые литургические книги содержат все необходимые молитвы и чтения. После чтений священник говорит поучение новобрачным и задаёт им вопросы о добровольном вступлении в брак; совершается благословение колец и обмен ими; молитва благословения брака читается перед причащением; в конце мессы, перед благословением народа, священник благословляет молодых. В протестантских церквах чины бракосочетания отличаются разнообразием.

 



 
PR-CY.ru