БРАК - Страница 60

Споры о браке велись на первом Всероссийском соборе христиан-поморцев, приемлющих брак (Москва, 1909 г.). Важные решения о браке были приняты Саратовскими соборами федосеевцев (1924 г.) и поморцев (1925 г.). Федосеевцы смягчили своё отношение к «половинкам» и новожёнам, на основании этого Собор поморцев принял резолюцию о возможности объединения с федосеевцами. В ХХ в. подавляющее большинство беспоповских общин Белоруссии и Прибалтики перешли к признанию брака. У беспоповцев-«необщинников», живущих на Кубани и в Сибири, по свидетельству наставника Анания Клеоновича Килина, в XX в. сомнений в необходимости бракосочетания не возникало. Основное значение в этом чине у них придавалось взаимному согласию, строгому соблюдению степеней родства и благословению родителей. Новожёны у федосеевцев сейчас называются «немолящимися», т.к. не принимают участия в общем молении (им запрещено даже осенять себя крестным знамением). Однако в обсуждении вопросов жизни общины они участвуют наряду с другими её членами. Среди федосеевцев Северо-Западного округа и Прибалтики бытует обряд «брака вкрадку», позволяющий родителям новобрачных освободиться от несения епитимьи. Ныне в московской общине поморцев в большинстве случаев совершается «брачный чин», составленный Скачковым, с некоторыми изменениями. Содержание его примерно таково. В середине храма устанавливается аналой, покрытый пеленой из белой парчи, расшитой золотом, расстилается подножие, кладутся белые подрушники, на аналой возлагается крест. Настоятель уводит брачующихся в переднюю часть храма, за иконостас. Кладётся так называемый приходный начал. Жениха облачают в кафтан, а невесту – в специальный брачный сарафан из белой или розовой парчи. Родители благословляют жениха и невесту. Хор начинает петь стихиру «Радуйся и веселися, граде Сионе». На словах «се бо Царь Твой грядет правдою» настоятель через левую дверь в иконостасе медленно вводит в храм брачующихся. Жених и невеста, сопровождаемые дружкой жениха и так называемой поневестницей, становятся перед аналоем с крестом. Настоятель задаёт вопросы о добровольном вступлении в брак, о готовности к вечному сожительству в согласии и для подтверждения истинности ответов подводит брачующуюся пару к кресту. Когда жених и невеста прикладываются к кресту, хор поёт Пс. 127 «Блажени вси боящиеся Господа». После этого начинается молебен Всемилостивому Спасу. При возглашении чтецом «Бог Господь и явися нам» настоятель надевает жениху и невесте кольца и предлагает ими обменяться. После окончания канона хор исполняет задостойник «Радуйся, Царице». Настоятель произносит отпуст, а жених и невеста снова прикладываются к кресту. В это время хор поёт стихиру «Иже крестом ограждаеми». Новобрачные прикладываются к иконам, настоятель обращается к ним с напутственным словом, новобрачные кланяются ему в ноги и трижды целуются. После поздравлений звучит многолетие, затем певцы поют ирмос «Исаие, ликуй».



 
PR-CY.ru