БРАК - Страница 58

Сочинения в защиту брака в первой половине ХIХ в. писали Алексей Яковлевич Зайцевский («Слово увещевательное о законном браке»), О. Любушкин («Беседа о браке», 1852 г.), Павел Любопытный («Истинного христианина чистосердечное исповедание о законном браке», 1799 г., «Брачное врачевство», 1800 г., «Камень брака, или Неоспоримость вечности его в Христовой Церкви», 1826 г., «Ответ Христовой Церкви суеверам и внешним церквам о форме бракосовершения нехиротонисанных мужей», 1827 г., и др.). Павел Любопытный составил также «Устав брачного правоверного староверчества» (1803 г.), в котором детально изложил брачный чин московской Монинской моленной. В 1813 г. этот видный старообрядческий писатель переехал в Санкт-Петербург, жил при поморской часовне на Малоохтинском кладбище, где активно заключались бессвященнословные браки. В ХIХ в. многие поморские общины повсеместно признали бессвященнословные браки. В 1830 гг. в селе Самодуровка (ныне село Белогорное Вольского района Саратовской области) сложилось согласие новожёнов, одним из наставников которого был А. Сычёв. Павел (Прусский) содействовал образованию брачного сообщества при Войновском монастыре. Активным пропагандистом идеи браков на Урале являлся Ф.А. Плотников, который привёз туда из Москвы «Брачный чин» Скачкова; этот чин на Урале использовали не только поморцы, но и старообрядцы часовенного согласия. В 1850 гг. Соборы поморцев в Златоусте и в селе Гагарье Таловской волости приняли решение допустить бессвященнословные браки. В этом им были близки общины Кавказа, Дона, Прибалтики. Чины бракосочетания отличались друг от друга, один из них описан Николаем Семёновичем Лесковым (1831–1895 гг.) на основании небольшой рукописной «книжицы» середины ХIХ в. В конце XVIII – XIX в. внутри федосеевского согласия продолжалась активная борьба с новоженческими браками. Ещё в конце ХIХ в. федосеевцы не допускали новожёнов на общее моление, в случае рождения ребёнка супруги несли епитимью, на исповедь допускались только в случае тяжёлой болезни, обязуясь при этом больше не вести супружескую жизнь. Очень строгие меры предписывались по отношению к младенцам, рождённым в новоженческом браке: их отнимали от материнской груди; если ребёнок умирал сразу после крещения, то его не отпевали. В 1883 г. в Москве состоялся Собор федосеевцев, целью которого было восстановление и укрепление строгого безбрачия. Этот Собор послужил причиной внутренних разделений в согласии и во многом ускорил процесс перехода многих общин к практике бессвященнословных браков. В окрестностях Самары был широко известен самокрест Матвей Андреевич, который отделился от федосеевцев, поскольку они не признавали брачного чина. Размышления о браке были характерны и для других беспоповских согласий. Этот вопрос о браке был главным пунктом полемики внутри филипповского согласия на протяжении XIX в. В 1823–1825 гг. в согласии произошло разделение, в связи с тем что кимрские и ярославские филипповцы начали допускать к общению старожёнов и новожёнов, московские филипповцы осудили их и отделились от них. Полемика продолжалась более 20 лет, в ней, как правило, одерживали верх «бракоотрицатели». В то же время было принято решение в отношении старожёнов поступать по «рассуждению отец духовных и знанию их жития». В дальнейшем в одних общинах наставники имели снисходительное отношение к живущим в браке с жёнами «ради нужного времени и ради купного воспитания законных чад» (чадородные филипповцы), другие же по отношению к семейным парам применяли строгости (нечадородные филипповцы).

 



 
PR-CY.ru