БОГ - Страница 11

Бог неизмеримо превышает человеческие мысли и слова (Иов 42:3). Он «Бог сокровенный» (Ис 45:15), тем более неприступный, что грех лишил человека близости с Ним. Замысел Его – тайна (Ам 3:7). Сам Яхве не описывается никогда (Иез 1:27 и сл.); Его лица никогда не видит никто (Исх 33:20), даже Моисей, с которым Он говорит, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33:11; Числ 12:8), и люди невольно покрывают лицо своё, чтобы не останавливать на Нём своего взгляда (Исх 3:6; 3 Цар 19:11–13). Человек живёт во времени, Бог – в вечности: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи» (Пс 89:5); «дни мои – как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101:12–13). Бог совершенно отличается от человека: человек – плоть (Ис 31:3), бренная и преходящая, как трава (Ис 40:7 и сл.). Различие это настолько коренное, что человек не в состоянии правильно представить его себе (Числ 23:19). Бог открывает имя Своё и значение этого имени Израилю. Тем самым Он, Бог отцов его, даёт этому народу заверение в том, что, как Он был с его праотцами, так останется и с ним. Обетование этого всемогущего присутствия даётся при заключении завета (Исх 34:9 и сл.). Оно возобновляется посланцам, с помощью которых Бог ведёт Свой народ: Иисусу Навину и судьям (Нав 1:5; Суд 6:16), царям и пророкам (1 Цар 3:19; 2 Цар 7:9; 4 Цар 18:7; Иер 1:8, 19). Многозначительно имя Младенца, рождение Которого предрекает Исаия и от Которого зависит спасение народа, – Еммануил, что значит «с нами Бог» (Ис 7:14; Пс 45:8). Бог не покидает Своего народа, даже когда карает его изгнанием; Он продолжает быть Пастырем (Иез 34:15–16, 31; Ис 40:10–11), Мужем и Искупителем (Ис 54:5 и сл.; 60:16) этого народа, остающегося Его служителем и свидетелем (Ис 41:8 и сл.; 43:10 и сл.). Бог являет Себя различными знамениями. Богоявление на Синае вызывает священный страх грозой, громом, огнём и ветром (Исх 20:18 и сл.), которыми сопровождаются и другие проявления Божьего могущества (Пс 28; 17:8–16; Ис 66:15; Деян 2:2–3; 2 Петр 3:10; Откр 11:19). Бог близок к тем, кто идёт к Нему, подобно праотцам (Быт 5:22; 6:9; 48:15), и стоит перед Ним, подобно Илии (3 Цар 17:1); к тем, кто живёт с упованием пред лицом Его (Пс 15:8; 22:4; 118:168) и призывает Его в своих скорбях (Пс 33:18 и сл.); кто ищет Господа (Ам 5:4, 14) сердцем смиренным и сокрушённым (Ис 57:15) и кто помогает несчастным (Ис 58:7–9); таковы верные, которые будут пребывать вовек нетленными у Бога (Прем 3:9; 6:19). Одной из основных свойств Бога является праведность, которая не отделима от Его святости. Праведность – это то, что соответствует норме, в своём происхождении она не имеет отношения ни к наказанию, ни к оправданию – она есть верность состоянию или образу действия или мысли. Праведность всегда соотносительна, ей окрашены повседневные отношения, например, двух людей. Праведность – это, скорее, действие, а не состояние. Личность праведна постольку, поскольку она действует праведно, праведник не всегда действует праведно лишь потому, что он – праведник, но, наоборот, – он праведник, потому что действует праведно. Пророки никогда не призывают людей стяжать праведность как состояние или качество, но они всегда требуют практической праведности. Когда праведность исходит от Бога, – это зримое проявление бытия Яхве в его отношениях с человеком, поэтому проявления праведности всегда помещаются во временной последовательности: Ветхий Завет свидетельствует о праведности Яхве, когда показываются Его действия в истории, праведность осуществляется в рамках Завета и очень редко в отношении остального творения. Поскольку термин «праведность» не несёт в себе специфических религиозных коннотаций, то сложно определить праведность Божью: она различна в зависимости от ситуаций, в которых проявляется. Праведность приписывается Святому Богу, Который не совершает зла и беззакония; она приписывается Богу, Который не может оставить греховность ненаказанной, а добро непризнанным; она приписывается Богу, Который долготерпелив и многомилостив, Который «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33:11); она приписывается Богу любви, Который желает спасения Его людей, и сообщает Свою праведность грешнику, и оправдывает его. Множество аспектов праведности в отношении Бога возникают в связи с тем, что меняются исторические обстоятельства. Бог Ветхого Завета не неизменное понятие, но живая Личность, и Его норма есть лишь личностное бытие в Его целостности; это личностное бытие есть суверенный Господь. Когда Ветхий Завет говорит, что Бог праведен, обычно подразумевается Его власть.

 



 
PR-CY.ru