БОГ - Страница 16

Во время синайского союза Моисей дал народу от имени Бога религиозный и нравственный устав, выраженный в десяти «Словах», или Заповедях (Исх 20:1–17; Втор 5:6–22; Исх 34:28; Втор 4:13; 10:4). Это утверждение Бога Единого, связанное с откровением Его основных требований, и было одним из первых начал, которые помогли Израилю осознать, что «Бог говорит». С самого начала Закон Господень был связан с откровением Божьим и его действием в мире: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Исх 20:2). По мере развития истории Бог Своим словом объясняет народу её скрытый смысл. В каждом из значительных испытаний народа слово Божье открывает ему тайные предначертания Господни (Нав 24:2–13). Слово Божье не является лишь сообщением, обращённым к людям, оно есть сила, исполняющая то, что намечено Богом (Нав 21:45; 23:14; 3 Цар 8:56). Всё творение подчиняется слову Божьему: «Он сказал, – и сделалось» (Пс 32:6–9; Быт 1; Плач 3:37–38; Прем 9:1; Сир 42:15). Слово действует во вселенной, управляя светилами (Ис 40:26), водами бездны (Ис 44:27) и совокупностью явлений природы (Пс 106:25; 147:4–7: Иов 37:5–13; Сир 39:23, 34–35): «...Слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис 40:8). Слово Божье господствует над всем сотворённым, сообщая смысл истории, обращаясь к людям как Божья весть. Иногда эта значимость передаётся олицетворением Слова одновременно с олицетворением Премудрости Божьей и Духа Божьего (Пс 118:89; 147:4–7; 106:20; Ис 55:11; Прем 18:14–16). Сквозь эти тексты видится действие Слова в мире, ещё до того, как Новый Завет открыл его людям. Слово нераздельно связано с Духом, как изречение мысли – с дыханием. Служение пророков Слову связано с освящающей и укрепляющей силой Духа. Предуготовляя пророков к принятию слова Божьего до самого открытия им славы Божьей (Иез 3:12; 8:3), Дух в то же время даёт им силу «стоять на ногах своих» (Иез 2:2; 3:24), чтобы говорить к народу (Иез 11:5) и возвещать ему грядущий суд. Так Бог делает их свидетелями и так Он Сам свидетельствует о Себе (Неем 9:30; Зах 7:12). Пророки Израиля утверждали, что событиям предшествует совет, или план Божий (Ис 5:19; 14:26; 19:17; 28:29; 46:10–11; Иер 23:18, 22; Мих 4:12), Его благоугодная воля (Ис 44:28; 48:14; 53:10). Пророки открывают цель, к которой Бог направляет ход истории, – спасение, которому одновременно с Израилем будут причастны все народы (Ис 2:1–4). Бог – Творец мира, поэтому Он может править событиями, совершающимися в нём, может быть имманентным всемирной истории. Пророк Иеремия начинает повествование о деятельности Божьей в истории Израиля восклицанием: «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них; Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его, Который совершил чудеса и знамения в земле Египетской, и совершаешь до сего дня и в Израиле и между всеми людьми, и сделал Себе имя, как в сей день, и вывел народ Твой Израиля из земли Египетской знамениями и чудесами, и рукою сильною и мышцею простёртою, при великом ужасе, и дал им землю сию, которую дать им клятвенно обещал отцам их, землю, текущую молоком и мёдом. Они вошли и завладели ею, но не стали слушать гласа Твоего и поступать по закону Твоему, не стали делать того, что Ты заповедал им делать...» (Иер 32:17–24). Именно Бог-Творец избрал Себе еврейский народ (Быт 12:1–3), заключил с ним завет, освободив его из египетского плена (Исх 19:5–6), дав ему землю ханаанскую (Нав 1:11), установив царство Давидово (2 Цар 7:8–16), посылая ему пророков (4 Цар 17:13), предав их за неверность Вавилонскому пленению и вернув их назад (Ис 40:1–2). Но цель Божья превосходит даже и Израиль – это спасение всего мира (Ис 2:2–4; 45:22; Иер 16:19; Иона; Пс 116). Бог взрастил и укрепил в Своём народе надежду на приход Мессии, готовя его к будущему, совершенно определённому спасительному Явлению. Эта надежда стала более сконцентрированной в ответ на ясное слово обетования: сначала Аврааму (Быт 12:1–3), далее Давиду (2 Цар 7:7–17), далее в обетовании Нового Завета (Иер 31:31–34) и позднее в предсказании о таинственном рабе Яхве, Чьи страдания удалят грех (Ис 52:13 – 53:12), и, наконец, в видении «Сына человеческого», Которому надлежит установить в истории вечное Царство Божье (Дан 7:14).



 
PR-CY.ru