БОГ - Страница 14

Израиль всегда чувствовал, что в его избрании – тайна, превосходящая понимание. Тем не менее, он пытался дать рациональное объяснение этому избранию. Бог любит и избирает Израиль, потому что Он связан с отцами клятвой: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою (и мышцею высокою) и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского» (Втор 7:7–8; 4:37; 10:15). Бог любит Израиль, потому что Он дал обещание Давиду: «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар 19:34; Ис 37:35). Бог любит Израиль ради Себя Самого и для Своей собственной пользы; здесь неявно присутствует идея, что Бог избирает Свой народ, чтобы противопоставить Себя иным богам (Пс 78:9; 105:8; Ис 41:20–21; Иер 14:21 и сл.). Бог возлюбил Израиль, чтобы наказать греховность иных народов: «Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идёшь ты наследовать землю их, но за нечестие (и беззакония) народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор 9:5). Это – мотив, который соединён с мотивом обещания, данного отцам. Из этих объяснений Израиль часто делал выводы, противоположные истинному характеру Божественной любви: впадал в крайности исключительности, подразумевая, что он обязан ненавидеть, и имеет поводы для гордости. У пророка Малахии утверждение Божественной любви «Я возлюбил вас» (Мал 1:2) – это уже не уверенность, посредством которой живёт народ и в которую он верит, но собрание доказательств, которые народ использует для своей выгоды как источник гордости и восхваления. Пророки показали педагогический, воспитательный характер Божественной любви, они были убеждены в том, что мотивы Божественных действий вдохновляются их конечной целью. Именно потому, что Яхве имеет цель в отношении Своего народа, Его любовь не противоречит Его справедливости и Его гневу. Идея воспитания, как она представлялась израильтянам, неотделима от наказания (Притч 3:12; Иов 2:10; 5:17; 33:19, 29; и др.). Это не исключает того, что наказание сопровождается и истинным страданием, на которое Бог никогда не взирает равнодушно (Ос 11:7–9; Иер 12:7–9). Образ брачного союза также иллюстрирует воспитательные функции любви. Контрактный и даже коммерческий аспект брака в Древнем Израиле не исключает идеи взаимного воспитания супругов. Это воспитание прекратится, когда Бог, супруг Своего народа, достигнет Своих целей, т.е. когда история закончится. Образ брачного союза никогда не встречается в картинах мессианского блаженства, таким же образом будущий эон будет характеризоваться упразднением брака, связь Бога и Его народа будет заменена реальностью более глубокой, чем брак. Чтобы достичь Своих целей, Бог даёт в распоряжение Своего народа средства, которые будут сохранять его в любви Божьей, – в первую очередь, Закон (Втор 4:5–6, 32, 36; 28:58; 30:9, 11–14). Одним из основных свойств Бога в Ветхом Завете является Его милосердие. Ветхозаветное понимание милосердия Божьего объединяет два понятия: сострадание и верность. Сострадание выражает инстинктивную привязанность одного существа к другому, а верность указывает на чувство преданности (благочестие), на связь между двумя существами, предполагающую верность. Бог открывается как защитник бедных, вдов и сирот: к ним Он благоволит по преимуществу. Об этом свидетельствует опыт, который Израиль пережил во время Исхода. На Синае Бог непосредственно после измены избранного народа, возвестив, что Он свободен миловать по Своему изволению кого Ему угодно (Исх 33:19), утверждает, что Его благость может победить грех без ущерба для Его святости: «Бог (Яхве) человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, сохраняющий (правду и являющий) милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину... до третьего и четвёртого рода» (Исх 34:6–7). Бог допускает, чтобы последствия греха падали на грешника до четвёртого поколения, и это показывает глубину греха. Но Его милосердие, сохраняющееся нерушимым до тысячных поколений, побуждает Его к бесконечному долготерпению. Наказывая согрешивший народ, Бог и сострадает ему, как только тот с воплем обращается к Нему из глубины своего бедствия (Ос 11:8 и сл.; Иер 31:20; Ис 49:14–15; 54:7–8).

 



 
PR-CY.ru