БОГ - Страница 15

Бог желает, чтобы грешник обратился к Нему (Иер 12:15; 33:26; Иез 33:11; 39:25; Ис 14:1; 49:13). Бог «не вечно будет негодовать» (Иер 3:12), но Он хочет, чтобы грешник сам сознался в своём лукавстве: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу (Яхве), и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис 55:7). В Израиле всегда сохраняется уверенность в Божественном милосердии, которое выше человеческого: Он «поразил – и перевяжет наши раны» (Ос 6:1). «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих 7:18). Так звучит зов псалмопевца, получивший своё самое сжатое выражение в покаянном 50-м псалме: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс 50:3). Милосердие Божье не знает иного предела, кроме ожесточения грешника (Ис 9:16; Иер 16:5, 13). Одним из основных свойств Бога является Его Премудрость. Почитание Премудрости Божьей усиливается в Израиле в эпоху после Вавилонского плена. Она олицетворяется (Притч 14:1), она – возлюбленная (Сир 14:22 и сл.), мать-хранительница (Сир 14:26), жена, заботящаяся о пропитании (Сир 15:2 и сл.), гостеприимная хозяйка, приглашающая на свой пир (Притч 9:1–6), в противоположность «женщине безрассудной» (Притч 9:13–18). Авторы писаний видят в Премудрости Божественную реальность, существующую предвечно и связанную с премудрым устроением мира (Притч 8:22–26; Сир 24:10). Исшедшая из уст Всевышнего как Его дуновение или Его Слово (Сир 24:3), она – «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя..., отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (Прем 7:25–26). Она обитает на небесах (Сир 24:4), разделяет с Богом престол Его (Прем 9:4), живёт в близости с Ним (Прем 8:3). Премудрость участвует во всём, что Бог совершает в мире. Присутствуя при творении, она «веселилась пред лицом Его» (Притч 8:27–31; 3:19 и сл.; Сир 24:5) и продолжает править вселенной (Прем 8:1). На протяжении всей истории спасения она действует как ниспосланная Богом для определённого дела. Премудрость поселилась в Израиле, в Иерусалиме, как древо жизни (Сир 24:7–19), проявляясь в конкретной форме Закона (Сир 24:23–34). Она направляет историю (Прем 10:1–11:4), и она же обеспечивает людям спасение (Прем 9:18). Её роль аналогична роли пророков: она обращается с укором к нерадивым, возвещая суд над ними (Притч 1:20–33), а послушных призывает воспользоваться всеми её благами (Притч 8:1–21, 32–36), сесть за её стол (Притч 9:4 и сл.; Сир 24:21). С самого начала Израиль не мог не восхищаться «Владыкой неба и земли» (Быт 14:19), Тем, Кто «сотворил семизвездие и Орион», Кто «образует горы и творит ветер» (Ам 5:8; 4:13). Деяния Бога-Творца становятся основанием для упования на Него как на Владыку истории. Не есть ли творение столь прочное, величественное,  могущественное – залог могущества и верности Бога (Ис 40:12 и сл.)? Его восхваляют за всё, что является «делом рук Его»: за небеса (Пс 18:2), за землю (Пс 101:26) и за то, что Он поставил человека «над делами рук» Своих (Пс 8:4–7). «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои» (Пс 144:10), дивную красоту которых люди видят (Иов 36:24 и сл.). Сознавая себя творением Божьим, человек должен в этом убеждении, основанном на вере, черпать подлинное дерзновение, ибо Бог не может «презирать дела рук Своих» (Иов 10:3), но также и глубокое смирение, ибо «скажет ли изделие о сделавшем его: «Не он сделал меня»?» (Ис 29:16; 45:9; Прем 12:12; Рим 9:20 и сл.). Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержит размышления о деянии Божьем в творении (42:15–43:33) и во времени (44:1–50:29); в Книге премудрости Соломона есть попытка изложить как бы богословие истории (10–19). В обеих книгах утверждается, что Божественная Премудрость действует здесь, на земле. Представленная как «художница творения» (Притч 8:30), эта царственная Премудрость «от века помазана» Богом, она была «началом пути» Его, прежде самых первых Его творений (Притч 8:22). Она избрала для Своего пребывания преимущественно Израиль (Сир 24:8–9), но была «художницей всего» (Прем 7:21): через своё деяние она дала человеку познать Господа, Владыку природы и истории. Бог говорит пророкам, поручая им передавать Его Слово.

 



 
PR-CY.ru