Словарь по христианству Б БОГ

БОГ

БОГ (славянский – наделяющий богатством; древнеиранский бага – господин, участь; санскрит бхага – удача, счастье, дарующий; лат. dues; греч. теос; хинди дэва – светить, сиять) – одно из ключевых религиозных понятий, означающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения; высочайшее имя, с которым соединяются все чистые и светлые упования человечества. В Нём бытие находит себе объяснение и оправдание – свою причину и свою цель. Искание причин – дело науки, а догадки о целях – занятие философии, но не наука и философия показали Бога духовным очам человечества. Наука в исследуемой действительности постоянно находила противоречивую множественность, которую сама природа уничтожает и убивает, производя и размножая создания. Отсюда вывод о равнодушии природы и об отсутствии целей в круговороте жизни. Приняв этот вывод, наука ограничивает свой предмет изучением последовательности и связи феноменов и отказывается от мысли выходить из временно-пространственных условий в трансцендентную область. Философия в своих исследованиях изначально руководствовалась логическим стремлением к единству. Это стремление побуждало её мыслить бытие как целое и все явления мира рассматривать как обнаружение одного начала. Как и все люди, философы предпочитают добро злу и красоту безобразию. Поэтому им хотелось верить, и они учили, что абсолютное начало, проявлением которого служит мир, есть и высочайшее благо, и высочайшая красота. Но если всё есть проявление единого, то тогда и всё то зло, которое знает история человечества, и все разрушительные действия стихий должны также рассматриваться как его законное проявление. Этот вывод всегда бросал мрачную тень на грёзы идеалистической философии, и философия была не силах её устранить. Стремление человека к истине, добру и красоте, искание правды найдут ли себе отклик и удовлетворение свыше? На этот вопрос не могли дать ответ ни наука, ни философия. На него отвечает религия учением о Боге, вводя в число Его атрибутивных характеристик совершенные качества: Бог является всемогущим, всеблагим, всеведущим, всепрощающим, вечным и т.п. Однако неправильно рассматривать понятие о Боге в качестве статической и самодостаточной истины. Представления о Боге (или богах) зависят от типов религий и культур, от стадии развития религиозного сознания. Наиболее ранний образ Бога – это родовой или племенной Бог-объединитель и покровитель конкретного рода или племени, возникший в условиях позднеродового строя, во время возникновения и развития племенных этносов. Племенной Бог сплачивал представителей данного племени, но был ограничен в своих «действиях» данной этнической группой, «управляя» всеми процессами жизни племени и будучи его защитником. Затем возникают представления о межплеменных богах – богах племён-победителей, подчиняющих себе богов завоёванных племён. Межплеменной Бог становился позднее общегосударственным, превращался в главу богов других племён и городов-государств. Так складывается политеизм (многобожие), который в дальнейшем через генотеизм (вера в одного Бога, не отрицающая наличие многих других богов) преодолевается (с той или иной степенью последовательности) в монотеизме, свойственном развитым религиям (иудаизм, христианство, ислам). Но и в монотеизме Бог выполнял те же функции: по мере дифференциации общества, под влиянием интеграционных процессов формировал народности и государства. В той или иной религиозной системе Бог может быть представлен как личный персонифицированный (например, Зевс) или как некая абсолютная безличная субстанция. Боги разных народов могут различаться по принципу зооморфности или антропоморфности. Так, боги древних греков человекоподобны: они рождены подобно людям, хотя бессмертны, выглядят похожими на людей, ведут себя как люди. В отличие от этого, единый Бог монотеизма (например, в исламе) – существо духовное и находится превыше мира. Философское осмысление Бога вылилось в три основные концепции: теизм (см. Теизм), пантеизм (см. Пантеизм) и деизм (см. Деизм). Основанием их отличия друг от друга является отношение Бога к миру и природе. Для теизма характерно представление о Боге как о персонифицированном и внеприродном существе, в пантеизме Бог предстаёт безличной и слитой с природой сущностью (в крайнем случае, полностью с ней совпадающей), в деизме Бог есть первопричина, перводвигатель.

 



 
PR-CY.ru