БОГ - Страница 12

Праведность Божья не может быть отделена от образа Бога-Судии. Выражения типа «Господь пусть будет судьею между мною и между тобою» (Быт 16:5), «да рассудит Господь между мною и тобою» (1 Цар 24:13), а также множество собственных имён, которые обозначают функцию судии, говорят о том, что в Израиле идея Бога-Судии занимает весьма значительное место. Реальность Завета Яхве с Его народом находит одно из наиболее характерных выражений в образе судебного процесса, тяжбы Яхве с Его народом (Ис 1; Мих 6; Иер 2). Здесь Яхве и народ являются как бы двумя сторонами со своими правами, но поскольку Яхве в то же время Судия, то народ должен Ему подчиниться. Суд Яхве всегда совершается с праведностью: «Он идёт судить землю. Он будет судить вселенную праведно...» (Пс 97:9), – т.е. согласно Его суверенитету, который и есть норма. Праведность Яхве простирает одну руку к несчастным, простёртым на земле, а другой выметает того, кто вызывает несчастья. Один из древнейших ветхозаветных текстов, песнь Деборы (Суд 5), говорит о праведных решениях Яхве. Когда празднуются победы, одержанные Израилем, – это решения праведного Судии (победа для Израиля и проигрыш для хананеев, которые в своей греховности пожелали стать на пути избранного народа). В иные времена разделение между праведными и грешниками проходит уже в самом Божьем народе. Седьмой псалом ясно говорит о том, что деятельность праведного Бога должна осуществляться одновременно в пользу праведных и для наказания грешных: «Господь судит народы. Суди меня Господи (Яхве), по правде моей (Твоей) и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи» (Пс 7:9–10). В посвятительной молитве царь Соломон просит у Яхве производить суд над Его рабами, обвинять виновного, возложив его поступок на голову его, и оправдывать правого, воздавая ему по правде его (3 Цар 8:32). Правосудие и правда, с которыми будет спасён Сион, по пророку Исаие (1:27), означает суд, который должен пройти Израиль и лишь посредством которого будут исцелены грехи, навлекающие гнев Божий на него: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится. И поставлю суд мерилом и правду весами» (Ис 28:16–17). Положительный и отрицательный аспекты праведности присутствуют также в Ис 10:22: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующей правдой». Яхве суров, Он разрушает тех, кто утрачивает веру в Него. Проявление Его святости посредством праведности не появляется в контексте спасения: «...Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святой явит святость Свою в правде» (Ис 5:16). Праведность Яхве, Который есть Бог правды (Ис 30:18), подразумевает, что верный человек будет истинно объявлен праведным лишь после прохождения суда Яхве, разделяющего между праведными и грешниками. По этому вопросу все пророки следуют мысли пророку Исаии (Иер 12:1; Соф 3:5, 8), и псалмопевец повторяет это убеждение: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его, ибо Ты людей угнетённых спасаешь, а очи надменные унижаешь» (Пс 17:26–28). Но даже в случаях, когда праведность подразумевает аспект наказания, она не исчерпывается в суде, гнев приводит к наказанию, в то время как правосудие остаётся чисто педагогическим средством, открывает врата благодати (Иер 10:24). Идея благодати и спасения всегда лежит в основе концепции праведности, рассматриваемой в свете избрания и Завета. Если со времени пророка Иеремии связанный с наказанием аспект праведности уходит в тень, то это потому, что правый суд Яхве рассматривался исполненным посредством вавилонского плена. У Второ-Исаии праведность становится синонимом благодати и спасения. За исключением нескольких стихов, где это слово используется в судебном смысле (41:26; 43:9, 26; 50:8), праведность для него не только спасение (освобождение) угнетённых и восстановление их нормального состояния, но и дар новой реальности, превосходной по отношению к тому, что существовало раньше. Этот аспект праведности связан в меньшей степени с опытом плена (Ис 40:2), чем с эсхатологической и мессианской перспективой, которая доминирует во всём провозвестии Второ-Исаии: праведность есть сообщение благодати и славы, её получателями будут не те, кто невинен или угнетён, но лишь те, единственной заслугой которых является избрание от Яхве.

 



 
PR-CY.ru