БОГ - Страница 10

Заповедь «святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев 19:2; 20:26) должна быть, таким образом, понимаема не только как чистота культа, но именно как переживание святости, согласно многочисленным семейным, общественным и экономическим, а также ритуальным предписаниям, содержащимся в Законе (Лев 17–26). Освящение человека может возрастать, поэтому «святыми» смогут быть названы только те, кто сумеют пройти через испытания и получить эсхатологическое Царство (Дан 7:18–22). Это будут мудрецы, которые боялись Бога (Пс 33:10), сионский «малый остаток» спасшихся, тех, которых Бог вписал «в книгу для житья в Иерусалиме» (Ис 4:3). В язычестве были более и менее сильные божества, но Бог Израиля сильнее и могущественнее всех так называемых языческих богов. Остатки народных суеверий и языческих искушений проявляются в Ветхом Завете в образах побеждённых Яхве «богов». Для Него нет ничего невозможного (Быт 18:14); Он может всюду охранять Своих избранных (Быт 12:2 и сл.; 28:13 и сл.). Сила Израиля заключается в призвании Бога, его избравшего, и в помощи, от Него получаемой (Пс 19:2 и сл.; 43:5–9; 104:3 и сл.; 123:1–6). Бог есть «Сильный Иаковлев», «Сильный Израилев» (Быт 49:24; Ис 1:24; 49:26; 60:16; Пс 131:2). Этот Бог Своей рукой крепкой (Исх 3:19) и мышцей высокой (Втор 4:34) освобождает Свой народ во время Исхода, открывая Себя как единый Всемогущий Бог на небе и на земле (Втор 4:32–39). Всемогущий вождь воинств Израилевых (Исх 12:41) даёт Своему народу победу (Пс 23:8; Исх 15:3 и сл.; 1 Цар 17: 45; 2 Цар 5:10; Aм. 5:14 и сл.). Яхве проявляет Себя тем, что даёт силу Своему народу (Втор 8:18) и его вождям – судьям, например, Гедеону (Суд 6:12 и сл.), царям, например, Давиду (2 Цар 7:9; 22:30 и сл.; 1 Цар 2:10). Впоследствии Маккавеи уповают на эту силу, исходящую от Бога и дающую непобедимость (1 Макк 3:18 и сл.; 2 Макк 8:18). Иногда Бог по молитве Своего народа проявляет Себя так, что народу самому делать ничего не нужно (4 Цар 19:35; 2 Пар 20:15–24). Оба этих вида проявления всемогущества Божьего объединяются в битве Иисуса Навина у Гаваона и при водах Меромских (Нав 10–11). Во всех обстоятельствах сила народа – в Яхве, что и славословят Псалмы (Пс 143:1 и сл.; 27:7 и сл.; 45:2; 67:34 и сл.) или уповают на Него, взывая о помощи (Пс 29:11). Израиль будет спасён, ибо эта сила есть сила Самого Бога, Который любит Израиль (Пс 58:17 и сл.; 85:15 и сл.) и «творит всё, что хочет» (Пс 113:11; Ис 46:10). Бог Израилев всемогущ на небе и на земле, ибо Он Сам сотворил их (Быт 2:4); и Он по Своему благоусмотрению располагает Своим творением (Иер 27:5), созданным Его словом и «духом уст Его» (Пс 32:6, 9; Быт 1). Он властвует над силами, которые могут колебать порядок сотворённой Им вселенной (Пс 64:8; 88:10 и сл.); но т.к. Он Сам установил этот порядок (Иов 28:25 и сл.; Притч 8:27 и сл.; Сир 43), Он может и менять его по Своему усмотрению: Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» (Пс 113:4; 143:5), превращает пустыни в источники вод и осушает дно морское (Пс 106:33 и сл.; Ис 50:2). От взора Его всё трепещет (Сир 16:19). Следует доверять Тому, слово Которого может всё (Есф 4:17; Прем 18:15), Кто по Своей воле преклоняет сердца (Притч 21:1) и от руки Которого никто не может уйти (Тов 13:2; Прем 11:17; 16:15). Это могущество бесконечно мудрое в своём деле творения и управления миром (Прем 7:21, 25; 8:1); тварный мир – лишь слабый отзвук этой бесконечной мудрости и «грома могущества Его» (Иов 26:7–14). Бог даёт силу тем, кого Он избирает. Орудием освобождения Израиля из египетского плена является человек, сознающий свою слабость, смиреннейший из людей – Моисей (Исх 4:10–13; Числ 12:3), которого Бог делает пророком, не имеющим себе равного (Втор 34:10 и сл.). Давид – пастух, исполненный Духом через помазание в цари (1 Цар 16:13), – избавляет Израиль от всех его врагов (2 Цар 7:8–11); из его рода произойдёт Мессия, имя Которого будет «Бог крепкий», на Ком будет почивать Дух Божий (Ис 9:6 и сл; 11:1 и сл.) и Кому Бог будет Отцом (2 Цар 7:14; Пс 88:27 и сл.). Бог может действовать и присутствовать везде и всегда: Он не зависит от времени и пространства, Он не ограничен ими и никоим образом не подчинён им. В Своей творческой мощи Он превосходит тварную слабость (Иер 32:17; Пс 134:5–7; Ис 55:8–11). В Своей вечности Он вне пределов бренного мира времени (Плач 5:17–20; Ис 40:28; Пс 89:1–4; 101:25–28). В Своей необъятности Он превосходит все пространственные ограничения (3 Цар 8:27; Иер 23:23–24; Пс 138:8–10). Его Дух объемлет всё (Прем 1:7), и Его мудрость всем управляет (Прем 8:1). Бог находится за пределами нашего постижения (Пс 138:6; Иов 42:3) и нашего прославления (Сир 43:30).

 



 
PR-CY.ru