БОГ - Страница 20

Эта любовь наиболее зрима в спасительной Жертве Божьей для грешников. Апостол Павел утверждает, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим 5:8). У него это – главнейшая, основополагающая для его Посланий мысль. Любовь Божья – всемогуща. Ничто на всей земле и за её пределами не способно отлучить народ Божий от Божественной любви (Рим 8:38–39). «Любовь Бога» входит в состав благословения, которым завершаются Послания (2 Кор 13:13); христиане – «возлюбленные дети» Бога (Еф 5:1). Бог всё делает ради Своего народа. Любовь Бога действует в нас и ради нас (1 Кор 2:9). Бог щедр к любящим Его и в ответ ожидает от них щедрости к другим людям. Поступая так, они обнаруживают, что «Бог любит доброхотно дающего» (2 Кор 9:7). Утверждение любви как характернейшего свойства Бога даётся в Первом Послании апостола Иоанна, где прямо говорится, что Бог есть любовь (1 Ин 4:8, 16). Это свидетельство подчёркивает сущностный характер любви Бога, которая может рассматриваться как основная черта отношения Бога к людям. Эта любовь отличается от человеческой любви. Именно Бог являет истинную любовь, а не человек, именно Он выступает с инициативой любви (1 Ин 4:10, 19). Любовь Божья делает возможным для людей становиться сынами Божьими (1 Ин 3:1). Более того, если люди любят друг друга, то источником их любви является именно Бог (1 Ин 4:7). Те же, кто не проявляет любви в отношении нуждающихся в помощи, затворяет своё сердце для любви Божьей (1 Ин 3:17). С любовью Божьей тесно связана благодать. Понятие благодати в Новом Завете часто обозначает Божье расположение в отношении тех, кто не заслуживает такого расположения, и в основном описывает спасение Божье, совершённое во Христе. Апостол Павел глубоко убеждён в своей обязанности благодати Божьей: он рассматривает своё призвание как действие благодати (Гал 1:15), утверждая, что христиане спасены в силу благодати Божьей (Рим 3:24; 5:15; Еф 2:5; Тит 2:11). Он рассматривает благодать как предмет хвалы (Еф 1:6), как сообщаемый дар (1 Кор 1:4; 3:10; 15:10; 2 Тим 1:9); она не зависит от человеческих дел, но подаётся по воле Божьей (Гал 2:21; Рим 11:6). В Послании к Евреям престол Божий описывается им как престол благодати (Евр 4:16), поскольку она характеризует Его царственную деятельность. Апостол Иаков также говорит о даре благодати, подаваемой смиренным (Иак 4:6). Эту мысль содержит и Первое Послание апостола Петра (5:5); в нём также говорится о «многоразличном» характере благодати Божьей (4:10), Бог описывается как Бог «всякой благодати» (5:10), утверждается, что общая цель Послания – уверить его получателей в истинности благодати, в которой они пребывают (5:12). Ещё одним аспектом любви Божьей является милость Божья, которая также неразрывно связана с благодатью, но в большей степени подчёркивает аспект праведности. Именно в силу праведного Божьего суда милость становится живой реальностью. Эта идея милости Божьей тесно связана с ветхозаветной традицией, отражённой в песни Пресвятой Богородицы (Лк 1:54) и в песни пророка Захарии (Лк 1:72, 78). Апостол Лука передаёт призыв Спасителя «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36), в котором устанавливается модель человеческих взаимоотношений по образцу милосердия Божьего. Молитва мытаря о милости предполагает, что Бог милосерд по отношению к грешникам (Лк 18:13). Глубокое убеждение в милосердии Божьем высказывает и апостол Павел (Рим 9:15–16; 9:18). Он говорит об обретённой милости, которая означает результат милосердных деяний Божьих (Рим 11:30–32; 2 Кор 4:1; 1 Тим 1:16), использует яркий образ «Отец милосердия» (2 Кор 1:3), подчёркивающий милостивый характер Бога. Этот образ перекликается с ветхозаветными характеристиками Бога (Исх 36:6; Пс 85:15; 144:8–9). Апостол Пётр убеждён в необходимости милосердия в процессе включения язычников в состав народа Божьего (1 Петр 2:10). Апостол Иаков, упоминая ветхозаветные события, говорит, что «Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак 5:11). Апостол Павел иногда использует термин «благость», который связывает это понятие с понятием строгости (Рим 11:22). Парадоксальное соседство, казалось бы, противоположных качеств объясняется тем, что благость, по его мнению, должна вести к покаянию (Рим 2:4), хотя упорство и нераскаянность иудеев, современников апостола Павла, вызывает справедливый гнев Божий (Рим 2:5). Близкая связь между благодатью и благостью Божьей ясно показывается в Еф 2:7, где преизобильное богатство благодати Божьей отождествляется с благостью.

 



 
PR-CY.ru