БОГ - Страница 18

Таким образом, речь идёт лишь о возможности установки начальных и конечных исторических граней и условий в понимании развития религиозности, которые, строго говоря, являются предметом веры, а не рационального дискурса. Что именно происходило в период от грехопадения до Откровения Израилю, известно лишь по повествованию первых глав книги Бытия, которое не признаётся современным религиоведением за источник понимания истории мировых религий. Христианская мысль терпимо относится к разным концепциям о происхождении представлений о Боге, к теориям происхождения религий, их классификациям, отмечая лишь, что всякая историческая реконструкция развития мировой религиозности и представлений о Боге после грехопадения и до становления монотеизма Израиля гипотетична. Более или менее ясной исследователям представляется ситуация с религиозностью народов («языков», «язычников»), окружавших Израиль на протяжении всей его истории. Вместе с тем, рассмотрение религиозности этих народов возможно лишь в исторической перспективе универсальности Откровения, данного во Христе, с учётом педагогического и промежуточного характера отдельных установлений Ветхого Завета, отношение которого к иным религиям, отмеченное нетерпимостью и исключительностью народа Израиля, определялось в значительной степени мотивами религиозной педагогики. Принципиальным исследователи называют только отрицание религии хананеев, связанной с человеческими жертвоприношениями: «...Всё, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они (народы, населяющие Ханаан) делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим» (Втор 12:1), «не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу» (Иер 44:). Христианство признаёт, что Бог открывается всем народам, но в той степени, в какой каждый народ прилагает усилия для открытия себя Богу. «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? – вопрошает апостол Павел и отвечает. – Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру» (Рим 3:29–30). Принимая во внимание недостаточность Ветхого Завета в сравнении с полнотой новозаветного Откровения и преимущественно педагогический характер ветхозаветного осуждения иных религий, христианское религиоведение говорит, что вне монотеизма Израиля (в язычестве) также «совершался положительный религиозный процесс, назревала историческая «полнота времён»» (например, протоиерей Сергий Булгаков. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994). Отдельные элементы языческой религиозной культуры оказались не чужды полноте и всеобщности церкви и, более того, были гармонично инкорпорированы и тем самым очищены и возведены до степени универсальной значимости в христианском богословии, литургике, церковном искусстве. Согласно христианской догматике, в религии Ветхого Завета и язычестве с наибольшей силой противопоставлены две антиномически сопряжённые стороны религиозного сознания: трансцендентность и имманентность Бога миру. И только христианство «примирило», по слову апостола Павла (Еф 2:16), через Боговоплощение расколовшееся религиозное самосознание. Евангелие возвещает исполнение ветхозаветных пророчеств и обетований, осуществившихся в «полноту времён» (Еф 1:10). Христос открывает непостижимую тайну Бога, сокрытую до времени даже для ангелов. Христом и во Христе даётся полнота Откровения Бога-Троицы: Отец посылает, Дух помазывает и укрепляет в служении Христа, Сын открывает Отца, от Которого исходит Дух, Дух открывает Сына, Его истинное Божество, в Котором мы видим Отца, а значит, и постигаем Бога, открывающегося в Своём домостроительстве, как Отец через Сына в Духе Святом, и прославляемого как Троица Единосущная и Нераздельная. Согласно христианству, воплощение Бога Слова – центральное событие истории, которое придаёт смысл прошлому и открывает в благовести приблизившегося Царства Небесного полноту и новизну будущего, которое и есть подлинно «настоящее». Поэтому утверждается, что Откровение Святой Троицы во Христе должно рассматриваться в контексте всей истории земного служения и свидетельства Христова, включая Воплощение, провозвестие и труды Христа, Его Искупительный подвиг, Крестную Смерть и Воскресение, Вознесение и послание Святого Духа. Во Христе обретает смысл ветхозаветная история как её исполнение и духовная квинтэссенция, и открывается полнота и новизна приблизившегося Царства. Именно поэтому новозаветное провозвестие о Боге неразрывно связано с ветхозаветным, открывает его подлинную перспективу и смысл и одновременно – тайну Триединого Бога.

 



 
PR-CY.ru