БОГ - Страница 13

Рамки Завета расширены, поскольку праведность распространяется не только на Израиль, но и на все народы. Спасение Израиля (в отличие от времён Деборы) будет судом над язычниками, как врагами Израиля, оно распространится и на них; спасение Израиля осуществляется при посредничестве языческого царя Кира (42:6 и особенно 45:22). В то время как в допленных текстах провозглашение мессианской праведности завуалировано и обусловлено судом над грехом, теперь оно в процессе исполнения. Праведность как свободный и спасительный дар Бога имеет множество отзвуков в Ветхом Завете, в частности, в псалмах, где праведность Божья представлена как убежище верных и источник прощения. В Книге пророка Михея верующий ожидает откровения праведности Яхве как благодати, которая положит конец грехам (Мих 7:9 и сл.; а также: Пс 50:16; 142:1–2; Зах 9:9; Иоиль 2:23; Пс 84:10–11). Следуя линии мысли, начало которой положено пророками Иеремией и Софонией, бедные больше не рассматриваются как несчастные, как жертвы несправедливости, ожидающие восстановления своих прав, но каждый верующий находится в отношении к Богу как проситель, как нищий, молящий о решении в его пользу, но не за счёт кого-то другого. В постбиблейском иудаизме праведность будет приобретать значение милости и даже раздачи милостыни. Как и действие праведности Божьей, акт милости настолько реален, насколько тот, кто ожидает её, не будет полагаться на свою собственную праведность (Дан 9:18); наилучший способ постичь всё богатство праведности Божьей есть деятельная праведность человека (Ис 56:1). Важнейшим отличительным свойством Бога именуется также верность (Исх 34:7) к народу Завета; Бог – «твердыня» Израиля (Втор 32:4). Это наименование символизирует Его непоколебимую верность, истинность Его слов, непреложность Его обетований. Слова Его пребывают вечно (Ис 40:8), обетования будут исполнены (Тов 1–4:4); Бог не лжёт и не отрекается (Числ 23:19); Его замысел исполняется (Ис 25:1) силой слова, исходящего из уст Его, которое не возвращается, не совершив того, для чего Он послал его (Ис 55:11); Бог не изменяется (Мал 3:6). Поэтому Он хочет обручить Себе избранную Им невесту союзом совершенной верности, без которой нельзя познать Бога (Ос 2:20; 4:1). Верность Бога неотделима от Его ревности-любви. Бог желает, чтобы человек, которого Он создал по Своему образу, поклонялся только Ему одному: «...Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Бога), потому что имя Его – «ревнитель»; Он Бог-ревнитель» (Исх 34:14; 20:5; Втор 6:14–15). Эта ревность подобна «огню поядающему» (Втор 4:24; Пс 77:58; Втор 32:16, 21; 3 Цар 14:22). Ревность – одно из проявлений Божественной святости (Нав 24:19 и сл.). Подлинной основой ревности Божьей является любовь к Израилю. Пророки передают ревнивую любовь Бога к Израилю образом супружеских отношений. Сам Бог именует Себя Супругом Израиля (Ис 54:5). Всякое уклонение Израиля от супружеской любви к Богу, обращение к языческим богам и культам, оказывается блудодейством (Исх 34:15 и сл.; Ис 1:21). Пророку Осии Бог открывает тайну отношений между любовью Бога, заключившего завет-союз с народом, и нарушением этого Завета со стороны Израиля. Союз принимает характер брака. Идолопоклонство не только блудодейство, но и измена любимой жены, забывающей всё дарованное ей благо. Гнев Божий – это гнев Супруга, Который, наказывая Свою неверную жену, хочет вернуть эту заблудшую и сделать её снова достойной Своей любви (Ос 2:15 и сл., Иер 2:2; Иез 16:1–43, 59–63; Иез 23). Любовь человека к Богу не может пониматься в смысле отмены дистанции между Богом и человеком. Более того, она понимается как порядок, который значительно ослабляет идею желания и обладания. Как субъект любви Бог может иметь несколько объектов, но чаще всего этот объект один – народ как целое. Любовь Божья не обусловлена чем-либо, но проистекает как свободное решение Божье: «Только вас признал Я из всех племён земли...» (Ам 3:2). Было ли что-либо привлекательное в Израиле, чтобы стать объектом Божественной любви? Стих из пророка Осии может дать положительный ответ на этот вопрос: «Как виноград в пустыне, Я нашёл Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время её, увидел Я отцов ваших, – но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили» (Ос 9:10). Пророк уподобляет Яхве путнику, приятно удивлённому тем, что Он обнаруживает виноград в безводной пустыне. Однако, по пророку Иезекиилю, Израиль, избранный Богом, не имеет ничего привлекательного, и инициатива Бога проявляется лишь из-за Его жалости (Иез 16:1–52).

 



 
PR-CY.ru