БОГ - Страница 19

Новый Завет усваивает важнейшие ветхозаветные представления о Боге; при этом они очищаются и помещаются в перспективу полноты Откровения, данной во Христе. Во-первых, Новый Завет наследует представления Ветхого Завета о святости Божьей. Так, песнь Пресвятой Богородицы (Лк 1:46–55) продолжает ветхозаветную традицию прославления святости имени Божьего. Иисус Христос обращается к Богу: «Отче Святой!» (Ин 17:11), свидетельствуя о совершенной святости Отца, пославшего Его. Утверждение святости Божьей характерно для писаний евангелиста Иоанна. Помимо Евангелия от Иоанна (1 Ин 2:20) оно встречается несколько раз в Откровении (Откр 4:8; 15:4; 16:5). Во-вторых, в Новом Завете часто говорится о Божьих славе и величии. Восхваляют и прославляют Бога при рождении Иисуса Христа пастухи (Лк 2:20), так же поступают люди, видевшие исцеление расслабленного (Мф 9:7–8; Мк 2:12; Лк 5:25–26) и многих иных больных и страждущих людей (Мф 15:31), воскрешение юноши в Наине (Лк 7:15–16) и прозрение слепца в Иерихоне (Лк 18:43). Иисус Христос говорит, что когда Он вновь явится, то придёт во славе Своей и Отца (Лк 9:26). Наиболее ярким свидетельством славы Божьей в служении Иисуса Христа было Преображение (Мф 17:2 и сл.; Мк 9:2–3; Лк 9:28 и сл.). Слава Христа неразрывно связана со славой Божьей (Ин 1:14; 11:4, 40). Евангелист Иоанн свидетельствует, что слава, которую он и другие созерцали в служении Христа, имеет Божественный источник (Ин 5:41–44). Прославление Христа подразумевает прославление Бога (Ин 13:31). Апостол Павел, описывая славу Христа, уравнивает её со славой Божьей (2 Кор 4:4–6). Выражением славы Божьей является свет (1 Ин 1:5). Сила Божья и Его всемогущество также являются выражением Его славы. Эти выражения, как правило, указывают на динамический характер отношения Бога к миру (2 Кор 6:7; 13:4; 2 Тим 1:8). Словосочетание «слава Божья» встречается у апостола Павла 77 раз, что составляет почти половину от всего количества упоминаний в Новом Завете. Апостол Павел сетует на то, что «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим 3:23; 1:23), и упоминает о человеческой «надежде славы Божьей» (Рим 5:2). Но чаще он восхищается Божьей славой (2 Кор 4:6, 15; Флп 2:11) или рассматривает её как руководящий мотив для жизненного поведения: должно, подобно Аврааму, «воздать славу Богу» (Рим 4:20; 15:7; 1 Кор 10:31; 2 Кор 1:20; Флп 1:11). Апостол Павел говорит о «прославлении» Бога (Рим 15:6, 9; 1 Кор 6:20; 2 Кор 9:13; Гал 1:24). Новый Завет наследовал и представления о праведности Божьей. В Ветхом Завете праведность Божья означала, скорее, то, что Бог действует нравственно справедливо. Это включает и то обстоятельство, что Бог действует от имени Своего народа, когда тот несправедливо угнетён. В Новом Завете эти качества Божьи раскрывает апостол Павел, который не ставит под сомнение праведность Божью, а исходит из утверждения об откровении правды Божьей (Рим 1:17; 3:21–22). Истинная праведность исходит от Бога (Рим 10:3; Флп 3:9). В 2 Кор 5:21 он утверждает, что Бог сделал Христа «жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом». Такое утверждение возможно лишь при условии признания абсолютной праведности Бога. Апостол Павел описывает новую природу христиан как облачение «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4:24), утверждая тем самым, что и Его образ отражает Его праведность. Тема праведности Божьей в проповеди Иисуса Христа явно не выражена, хотя и подразумевается. Так, требование человеческой праведности предполагает праведность Божью (Мф 5:20; 6:33). Наиболее значимые утверждения присутствуют в Евангелии от Иоанна, где Христос объединяет эту идею с темой обращения к Праведному Отцу (Ин 17:25). Праведность имеет исключительное значение на этапе наступления Божьего суда. Абсолютно праведный Бог будет судить абсолютно праведным судом (Рим 2:5). Эта идея включает в себя и мысль о беспристрастности Божьего суда (1 Петр 1:17; Евр 6:10; Рим 3:5; 2:11; Гал 2:6). Новый Завет унаследовал от Ветхого Завета также представление о любви и благодати Бога. То, что Бог есть Бог любви, – важнейшее утверждение Нового Завета. Иисус Христос говорит о любви Отца к Нему как основании любви Бога к людям (Ин 17:23). Для человека наивысшее желание – быть объектом Божьей любви (Ин 14:21, 23). Наиболее значимым в том, что Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего (Ин 3:16), является не столько то, что Бог любит мир, сколько то, насколько полно Он возлюбил мир. Апостол Павел продолжает ту же линию мысли. В Послании, которое подчёркивает праведность Божью, он говорит с уверенностью о любви Божьей: «...Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5:5).

 



 
PR-CY.ru