БЕСПОПОВЦЫ - Страница 11

Выголексинское общежительство до конца 20 гг. XIX в. оставалось наиболее авторитетным центром согласия: в 1835 г. число насельников и насельниц общежительства составляло до 3 тыс. человек. В 1836 г. выголексинцы утратили права именоваться отдельным обществом, приобретать в собственность недвижимость, в 1837 г. поступил приказ «колокола с часовен снять». В 1854 г. Выговское и Лексинское общежительства были уничтожены, в Данилове и Лексе открылись православные приходы. Крупнейшим центром поморского согласия в XIX в. являлся Саратов с Саратовской губернией. Поморские моленные появились в городе в начале XIX в. Наиболее значительной из них была Волковская (названа по имени попечителя – И.В. Волкова, открыта около 1821 г., закрыта в 1854 г.), где заключались браки. В окрестностях Саратова действовало не менее трёх скитов, большая часть насельников которых принадлежала к разным направлениям выговского согласия. Скиты были упразднены в 1845 г. С начала XIX в. действовали поморские моленные в селах Ключи и Базарный Карабулак Саратовского уезда, в с. Чертанлей Кузнецкого уезда, значительным центром поморства являлось с. Золотое камышинского уезда. Другим важным центром беспоповства, особенно поморства, в Саратовской губернии были Вольск и Вольский уезд, где было представлено беспоповство многих согласий и насчитывалось до 40 иноческих келий. Традиции Выговского общежительства времени его расцвета сохранялись у тропарщиков, которые молились за государя и отвергали брак. Кроме Поморья они жили в Саратове и Саратовской губерни, Ярославле и Астрахани. Одним из центров тропарщиков было с. Самодуровка Хвалынского уезда Саратовской губернии (современное с. Белогорное Вольского р-на), значительная часть жителей которого были потомками старообрядцев-москвичей, перебравшихся в эти места в конце XVII в. Один из наставников тропарщиков Я.Е. Ларин (ум. в 1886 г.) в своих сочинениях настойчиво проводил идею Писания, что царь – это помазанник Божий, власть его – богопоставленная и её подобает чтить и желать ей силы (Ларин был также автором сочинений, направленных против новожёнов). В ответ на «Тетрадь, или Письмо против Я.Е. Ларина», написанную Г.В. Сачёвым, Ларин составил «Предлог новожёнов и возражения безбрачников». Его проповедь безбрачия получила известность в общероссийском масштабе и вызвала резкую критику и на Преображенском кладбище, и в Поволжье. В 1875–1880 гг. Ларин вёл активную переписку с сибирскими староверами и их уставщиком Егором Васильевичем из г. Тюкалинска (ныне в Омской обл.). В Самодуровке существовала также моленная новожёнов; в 1857 г. поморские моленные в селе были закрыты, службы в них возобновились через два года. Крупными центрами поморского согласия на протяжении XIX в. оставались Верхокамье, Урал и Западная Сибирь. Поморское влияние укрепилось в значительном числе волостей Пермской и Вятской губерний, но конфликт между местными наставниками Давыдом Ивановичем и Максимом Григорьевичем, с одной стороны, и М.Е. Ждановым, с другой, привёл к разделению некогда единого сообщества на два полемизирующих согласия. Для рассмотрения конфликта, начиная с 1866 г., было проведено шесть соборов (собраний) представителей общин. В 1888 г. собор в дер. Гришки (Оханский уезда Пермской губ.) утвердил разделение на максимовцев (сторонников Жданова) и дёминцев (противников Жданова, часто собиравшихся в дер. Дёминой), взаимные обвинения были сформулированы в сочинениях «О разделе, о рассечении истинной православной христианской поморской нашей веры» и «Происхождение раздела». Если в XVIII в. основными центрами старообрядчества были скиты, то в XIX, как правило, – города, горнозаводские посёлки или торгово-промышленные сёла, а руководителями беспоповских согласий всё чаще являлись купцы и крестьяне-предприниматели. Среди поморцев в первой половине XIX в. всё чаще говорилось о необходимости заключения бессвященнословных браков и моления за царя, что и было принято большинством поморских общин в тот период. Вопрос о браке обсуждался в согласии на протяжении всего XIX в.

 



 
PR-CY.ru